Почему борьба континента за самодостаточность остается такой трудной?

Почему борьба континента за самодостаточность остается такой трудной?

 

Региональные организации пытаются преодолеть наследие своей зависимости от Запада.

За последние три года политические события в Мали, Гвинее, Буркина-Фасо и Нигере привлекли внимание мировой общественности и поставили вопрос о внешнем влиянии на Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС). Похоже, что Африка стоит на пороге исторических перемен, поскольку ее страны — как самостоятельно, так и совместно — пытаются обрести реальную, а не формальную независимость и взять контроль над континентом в свои руки. Книги, вышедшие в 2022 и 2023, показывают, что западные ученые внимательно следят за этой ситуацией, поскольку Запад никак не хочет терять свое влияние на Африку.

«Африканское агентство» — одна из самых популярных современных концепций. Она регулярно обсуждается на конференциях, посвященных Африке, а также в статьях и книгах. Агентство — понятие неосязаемое и многогранное, но крайне важное для Африки. Более того, в ближайшие годы его значение будет только возрастать в связи с расширением роли Африки в мировой политике. Но что это означает?

По сути, речь идет о суверенитете африканских государств и региональных организаций, который позволил бы правительствам африканских стран принимать суверенные решения независимо от нерегиональных игроков и успешно их реализовывать. Теоретический, «поверхностный» суверенитет уже никого не обманывает, и в Африке растет общественный запрос на эмпирический — то есть реальный — суверенитет.

Агентству необходима самодостаточность

ЭКОВАС, созданная в 1975 г., испытывает многие «родовые муки» характерные для других региональных объединений Глобального Юга и незападного мира. Возьмем, к примеру, проблему крайне низкой доли внутрирегиональной торговли: на долю стран-членов ЭКОВАС приходится менее 10% торговли друг друга и менее 5% международной торговли ведущей экономики группы — Нигерии. Означает ли это, что единый региональный рынок формируется исключительно для удобства внешних игроков?

Большинство стран — членов ЭКОВАС поставляют сырье на внешние рынки и импортируют готовую продукцию в больших объемах из-за слабо развитой местной перерабатывающей промышленности. Даже Нигерия, являющаяся одним из крупнейших в мире производителей нефти, не имеет достаточных мощностей НПЗ для переработки собственной нефти и вынуждена импортировать бензин. И это несмотря на то, что Нигерия является одной из африканских стран, где вопросы импортозамещения и развития промышленности вышли далеко за рамки «благих намерений» — было предпринято множество практических шагов для достижения этой цели.

Справедливости ради следует отметить, что низкие показатели внутренней торговли характерны для большинства незападных региональных объединений. Внутренняя торговля в таких организациях редко превышает 20%, а 50% — только в рамках АСЕАН+5 (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) благодаря участию Китая. Конечно, значительная доля внутренней торговли проходит по неформальным торговым каналам, но они вряд ли могут обеспечить функционирование высокотехнологичных производств или современных технологических кластеров.

Для формирования самодостаточных субъектов мировой экономики («критической массы» государства для этого недостаточно) и эффективного развития производственной кооперации необходимо выйти за рамки узконациональных интересов. В настоящее время только демографические показатели Нигерии (население которой на 2022 год составит 217 млн. человек), а также, возможно, Ганы (32,5 млн. человек) и Кот-д’Ивуара (27,8 млн. человек) позволяют говорить о потенциальном внутреннем рынке.

Это хорошо понимал Кваме Нкрума, первый президент независимой Ганы (в 1960-1966 гг.) и гениальный провидец. В начале 1960-х годов в составе Касабланской группы и вместе с лидерами Алжира, Гвинеи, Египта, Мали и Марокко он призывал немедленно создать Союз африканских государств. Однако президент Танзании (в 1964-1985 гг.) Джулиус Ньерере, представлявший более умеренную Монровийскую группу, выступал за постепенную интеграцию, которая должна была начаться на уровне региональных объединений.

В результате к моменту обретения Африкой формальной независимости  — или «независимости под флагом», как называл ее Нкрума, — континент оказался вовлечен в мощный процесс дезинтеграции.

В конце концов Ньерере признал, что Нкрума был прав. В 1997 году он сказал: «Как только вы умножите национальные гимны, национальные флаги и национальные паспорта, места в Организации Объединенных Наций и лиц, имеющих право на салют из 21 пушки, не говоря уже о множестве министров, премьер-министров и посланников, вы получите целую армию влиятельных людей, заинтересованных в том, чтобы Африка была балканизирована».

Прочитайте также  Количество погибших в итоге 3-х терактов в Индонезии возросло до 6-ти

Старая песня, исполненная на новый лад

Взаимодействие разделенных африканских стран с крупнейшим в мире консолидированным геополитическим актором — Европейским союзом, вобравшим в себя исторический колониальный опыт стран-участниц,  носит явно асимметричный характер. Отношения Африки с ЕС перешли от «преференциального» формата Ломейской конвенции и Соглашения Котону к «равноправным» соглашениям об экономическом партнерстве (СЭП) посткотонуйской эпохи.

В соответствии с Ломейскими конвенциями африканским странам в первую очередь гарантировалась продажа их минерального и сельскохозяйственного сырья на европейском рынке. Переход к СЭП еще теснее связал национальные экономики с экономикой ЕС и стимулировал переход на «европейские стандарты» не только в области экономики, но и в социально-политическом развитии. В последние годы товарооборот между ЭКОВАС и ЕС продолжает расти и в период с 2020 по 2022 год увеличился с 48 млрд. до 80 млрд. евро .

В этот момент вновь встает вопрос об «африканском агентстве». Формально с 2017 года (Пятый саммит ЕС-Африка) политический диалог ведется в формате Европейский союз — Африканский союз. Однако реальное взаимодействие происходит в основном на региональном, а иногда и на страновом уровне (что явно асимметрично).

Первоначально Европейский союз начал переговоры о СЭП с региональными группировками в Африке (в том числе с ЭКОВАС), рассматривая их как единые субъекты. Однако вскоре стало ясно, что региональные державы, традиционно настроенные на суверенное развитие (Нигерия в Западной Африке и Танзания в Восточной Африке), не хотят подписывать соглашения на неравных условиях. Тогда, используя так называемый «двухвекторный подход», ЕС стал проводить отдельные переговоры («divide et impera») с теми странами, которые выступали за заключение соглашений. Кто-нибудь может себе представить ведение отдельных торговых переговоров с отдельными странами ЕС?! Вот и все.

В рамках ЭКОВАС «троянскими конями» коллективного Запада являются «витрины периферийного капитализма»: Гана и Кот-д’Ивуар (временные СЭП вступили в силу в 2016 г.), а также Кения в Восточноафриканском сообществе (ВАС). Хотя соглашения с Западной Африкой и ВАС еще находятся в стадии доработки и ратификации, три самые условные страны Африки уже давно «пользуются благами цивилизации»

Это напоминает захват Африки европейцами в конце XIX века, когда одни африканские страны еще пытались бороться с колонизаторами, а другие уже интегрировались в эту систему. Однако сейчас речь идет о коллективном торговом неоколониализме XXI века.

Франция уходит… или не совсем

Колониальной империи «Французская Западная Африка» (1895-1958 гг.) уже давно не существует, а бывшие французские колонии обрели формальную независимость. Однако монолитное присутствие Франции, представленное Западноафриканским экономическим и валютным союзом (UEMOA), не «растворилось» в ЭКОВАС.

Восемь из 15 стран-членов ЭКОВАС присоединились к этой новой версии Французской Западной Африки, хотя на их долю приходится лишь 22% ВВП группы. Это напрямую препятствует дальнейшей интеграции, в том числе на финансово-экономическом уровне. Кроме того, искусственно поддерживаемая языковая идентичность (франкофоны против англофонов) по-прежнему превалирует над региональной солидарностью (западноафриканцы). И снова мы видим принцип «divide et impera» в действии!

Являясь частью коллективного Запада во главе с США и субимперской державой, Франция сохранила свое традиционное влияние в Африке. Она сохранила такие инструменты структурной власти, как военные интервенции (как односторонние, так и в формате операций ЕС и даже ООН ), франк КФА, Организация по гармонизации предпринимательского права в Африке (OHADA), Международная организация франкофонии, французские СМИ. Комплекс «неравноправных» договоров между Францией и африканскими странами (более 200 документов) был навязан Африке в первые годы ее независимости, в 1960-1963 годах. Он включал соглашения об обороне и праве на жительство, договоры о сотрудничестве в области внешней торговли, экономики, финансов, технической помощи и культуры, а также соглашения в области юстиции, транспорта и телекоммуникаций.

Прочитайте также  Физические нагрузки могут быть смертельно небезопасны

В некоторых случаях переход от колониальных инструментов, подразумевающих прямой контроль, к аналогичным неоколониальным инструментам был явно поверхностным. Например, в 1945 г. аббревиатура франка «CFA» означала «Colonies Françaises d’Afrique» (Французские колонии Африки), с 1958 г. до начала 1960-х гг. — «Communauté Française d’Afrique» (Франко-африканское сообщество), а с 1960-х гг. —  «Communauté Financière Africaine» (Африканское финансовое сообщество). Действительно, зачем менять название, если оно используется с колониальных времен? Удобно, не правда ли?

20 января 1961 г. правительство Мали официально потребовало от Франции эвакуировать четыре французские военные базы, которые оставались в Мали, несмотря на отмену соглашений о взаимной обороне. К сентябрю 1961 г. французы ушли из Мали. Однако в период президентства Модибо Кейты они восстановили свое влияние, и эта тенденция продолжилась как при Муссе Траоре (например, в 1984 г. Мали вновь приняла франк КФА), так и позднее, в 1990-е гг.

Однако Клио, муза истории, весьма иронична. Спустя 60 лет, в феврале 2022 года, правительство Мали вновь потребовало от французов вывести свои военные базы, что и было сделано 15 августа 2022 года. В 2023 году правительства Буркина-Фасо и Нигера также потребовали вывода французских войск. Вытеснение французских войск из Сахельского региона актуализирует концепцию «Большого Сахеля» французов, которая включает также Кабо-Верде, Гамбию, Гвинею-Бисау и Чад. Именно в эти страны Франция надеется «временно» перебросить свои военные и дипломатические силы в ожидании новых «контрреволюций» в Сахеле. Другими словами, Франция в очередной раз прощается, но никуда не уходит?

Другая сторона истории

Все больше стран выстраивают сотрудничество с незападными партнерами. Китай уже является крупнейшим торговым партнером для более чем 130 государств. Страны Глобального Юга приветствуют так называемый «незападный регионализм» Это подразумевает отказ от односторонней ориентации на ЕС, укрепление партнерства с незападными региональными организациями и повышение независимости этих организаций, в том числе ЭКОВАС.

Пандемия «Ковид-19», украинский конфликт, обострение глобальной конкуренции между США и Китаем — все это привело к так называемому «разобщению», или формированию закрытых техноэкономических блоков. В западных странах это связано в основном с технологическим сектором, хотя данная концепция набирает обороты в международных организациях и в сфере ценностей. Новая «холодная война» постепенно вступает в свои права.

В Африке первым шагом является разделение безопасности, которое побуждает страны выбирать приоритетных партнеров по безопасности. Мали, Буркина-Фасо и Нигер уже сделали свой выбор, отдав предпочтение стратегическим альтернативам Франции.

В настоящее время ЭКОВАС переживает интересные времена. Оно ввело санкции против четырех стран (Буркина-Фасо, Гвинея, Мали и Нигер), которые порвали с французским неоколониализмом и решили опереться на незападных партнеров. Российские юристы-международники Яо Никез Аду и Александр Мезяев показывают, как под влиянием Франции руководство ЭКОВАС порой действует так, что превышает свои полномочия. Кстати, Александр Мезяев защищал в Международном уголовном суде (МУС) Слободана Милошевича, Ратко Младича и Радована Караджича и хорошо знаком со спецификой системы «правосудия» коллективного Запада.

Пока только четыре из 15 стран-членов ЭКОВАС перешли на «чужую сторону».  До переломного момента еще далеко, но, возможно, ЭКОВАС станет первой региональной группировкой Глобального Юга, которая вернет контроль над своей организацией. Ключевую роль на этом пути сыграет повышение авторитета нигерийской дипломатии. Важным признаком таких изменений является отказ Сената Нигерии от военной интервенции в Нигер в августе 2023 года. В конце концов, устойчивые, самодостаточные региональные интеграционные группировки в Африке — это ключ к формированию многополярного мира.

 

 

Добавить комментарий