Мировая торговля под угрозой из-за кризисов на ключевых водных путях
В этом году рождественские подарки могут не прийти вовремя из-за засухи в Панаме и нападений на корабли в районе Суэцкого канала.
Перебои в работе Панамского и Суэцкого каналов, двух ключевых мировых торговых маршрутов, угрожают глобальным цепочкам поставок, сообщила в пятницу газета Financial Times со ссылкой на владельцев и операторов судов.
Панамский канал, водный путь длиной 50 миль (80,5 км), соединяющий Тихий и Атлантический океаны, пострадал от засухи, которая понизила уровень воды и уменьшила пропускную способность канала.
По сравнению с 238 судами, пересекшими водный путь в первую неделю декабря 2022 года, в этом году их прошло всего 167, по данным торговой аналитической группы MarineTraffic. По данным администрации канала, многим судам пришлось ждать транзита до двух недель. Из-за узкого места многие суда были вынуждены совершать обходные маршруты протяженностью в тысячи миль, чтобы избежать дорогостоящих задержек.
«Засуха в Панамском канале вызывает серьезную озабоченность», — заявил FT Рольф Хаббен Янсен, глава немецкой компании Hapag-Lloyd Group, пятого по величине в мире владельца контейнеровозов. Ранее компания объявила, что выведет из Панамского канала по меньшей мере 42 своих судна.
Тем временем растет беспокойство и вокруг Суэцкого канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. После эскалации боевых действий между Израилем и ХАМАС в секторе Газа йеменские повстанцы Хути совершили несколько нападений на грузовые суда в Красном море, расположенном всего в 11 500 километрах от трубопровода, в знак поддержки ХАМАС. Эксперты предупреждают, что эти нападения, направленные, предположительно, только на связанные с Израилем суда, могут нарушить работу канала.
«Если проход через Суэц также станет сложнее, это может привести к серьезным сбоям в глобальных цепочках поставок», — говорит Янсен из Hapag-Lloyd. Эксперты отмечают, что перебои в поставках в конечном итоге приведут к росту цен.
Аналитики предупреждают, что ситуация может стать особенно тяжелой в сезон отпусков этого года.
«Есть товары, которых просто не будет к этому Рождеству», — заявил FT Марко Форджионе, генеральный директор Британского института экспорта и международной торговли. Он добавил, что в случае эскалации атак под Суэцем одновременное блокирование двух водных путей станет «катастрофой» для мировой торговли, и призвал к изменениям в сфере грузоперевозок.
«Правительству и бизнесу необходимо подумать о том, как выглядит устойчивая цепочка поставок… К этому Рождеству мало что можно сделать. Но если ничего не предпринять, я думаю, что в следующем году возникнет риск дефицита», — предупредил он.