Западные бренды исчезают из российских торговых центров
Доля иностранной продукции сократилась вдвое с конца 2021 года, показывают расчеты.
По данным консалтинговой компании Nikoliers, присутствие иностранных брендов в крупнейших торговых центрах Москвы за последний год значительно сократилось на фоне ухода с российского рынка западных компаний.
По расчетам компании, на конец первого квартала 2023 года доля иностранных брендов в 12 крупнейших торговых центрах Москвы составила 35,9%. Это почти вдвое меньше, чем в четвертом квартале 2021 года, до начала российской военной операции на Украине и последовавших за этим западных санкций.
Аналитики отмечают, что площади, ранее принадлежавшие иностранным брендам, активно заняли российские ритейлеры, как давно существующие, так и выкупившие бизнесы уходящих компаний.
Между тем, новые иностранные бренды из Турции и других «дружественных» стран также увеличили свое присутствие в России. По оценке Никольерса, с начала 2022 года 56 таких компаний заявили о намерении открыть бизнес в стране. Десять из них уже открыли магазины в России, пять находятся на завершающей стадии запуска. Аналитики отмечают, что 64% этих брендов — турецкие.
Анна Никандрова, партнер Nikoliers, заявила, что «Россия остается интересным рынком для иностранных брендов, открывающих свои первые магазины как в Москве, так и в других регионах».
«Мы уже наблюдаем хорошие темпы открытия новых проектов в качественных торговых центрах и рассчитываем, что до конца года эта динамика сохранится… В то же время стоит отметить высокую активность со стороны российских брендов, которые в прошлом году воспользовались открывшимися для них дополнительными возможностями. Ряд ритейлеров с амбициозными стратегиями получили возможность реализовать их в текущей ситуации, а ряд других компаний, в свою очередь, скорректировали свои планы развития в сторону более быстрого расширения», — добавила она.
По данным проекта Киевской школы экономики (КШЭ) «Покиньте Россию», из 3157 иностранных фирм, которые работали в России до начала конфликта в Украине, пока ушли с рынка только 215, то есть менее 7 %. Тем временем российские власти активно переориентируют как импорт, так и экспорт из западных стран и компаний на новые рынки, а также внедряют другие торговые механизмы, помогающие поддерживать внутренний рынок в достаточном количестве.