Вот почему украинская «мирная конференция» на этих выходных является фикцией
Зеленский надеялся, что саммит в Швейцарии станет огромной пропагандистской победой, но этому не суждено было случиться.
В долгосрочной перспективе система европейских приоритетов неизбежно изменится. Тогда наступит время мирной конференции.
Украина — при поддержке своих западных покровителей — уже давно готовит «мирную конференцию» в Швейцарии, которая должна состояться в эти выходные. Однако главная цель организаторов — проведение крупного международного мероприятия, осуждающего Россию в целом, — достигнута лишь в незначительной степени. Ее влияние снижается из-за нежелания стран глобального Юга и Востока участвовать в подобном мероприятии. Некоторые очень важные страны (например, Китай) вообще отказались приехать, а большинство повели себя как обычно — не желая ссориться с Западом, они проявили минимально допустимый интерес (о котором каждый судит сам). Но эти игроки не хотят, чтобы их использовали для легитимации определенной линии.
Трудности с привлечением гостей вынудили организаторов сузить повестку дня, чтобы сделать ее актуальной для менее заинтересованной публики. Продовольственная и ядерная безопасность, а также гуманитарная проблема обмена пленными заслуживают отдельного обсуждения. Изменилась и главная идея — из повестки исчезла «формула мира» Зеленского, предполагающая капитуляцию России. Исход встречи можно предсказать заранее — много пафосных речей украинских и западных участников с более короткими и уклончивыми комментариями остальных и некая упорядоченная резолюция с призывом продолжить работу в рамках «инклюзивного» мирного процесса. «инклюзивного» мирного процесса. Будут и пропагандистские успехи, но не в том масштабе, ради которого все это затевалось.
Предыстория конференции более интересна. В ЕС прошли непростые выборы в Европарламент. Состав представительного органа блока кардинально не изменился. Основные партии сохранили контроль и возможность решать между собой вопрос о распределении мест в Еврокомиссии. Но в некоторых странах, причем в очень важных, произошли потрясения, крайне неприятные для истеблишмента.
Больше всего пострадала Франция — провал движения Эммануэля Макрона на фоне успехов крайне правых настолько очевиден, что президент счел необходимым немедленно объявить новые парламентские выборы. Это рискованный шаг, но в противном случае ощущение себя «хромой уткой» будет только усиливаться. В Германии правящая коалиция выступила крайне неудачно: основной оппозиционный блок CDU/CSU получил почти столько же, сколько три правящие партии вместе взятые. Второе место партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), против которой была организована агрессивная клеветническая кампания, является четким сигналом для элит. Среди других заметных результатов — победа скандальной Партии свободы (также крайне правой) в Австрии и успех националистов в Бельгии и Нидерландах.
Неправильно связывать результаты выборов исключительно с украинским вопросом: круг вопросов, волнующих европейских избирателей, гораздо шире. Однако Эммануэль Макрон намеренно сделал защиту Украины одним из столпов предвыборной кампании своей партии, надеясь использовать российскую угрозу для отвлечения внимания от внутренней ситуации во Франции. В Германии поставки Киеву оружия, в том числе дальнобойного, вызывают постоянные споры, а канцлера критикуют за постоянную нерешительность. Результат, однако, двоякий. Победившие ХДС/ХСС — настоящие ястребы, в то время как занявшая второе место АдГ выступает против вооружения Украины. Нидерланды и Бельгия — одни из бастионов поддержки Киева, но голосование там было обусловлено совсем другими факторами. Наконец, Австрия, официально сохраняющая статус нейтралитета, обсуждает свою позицию в контексте европейского кризиса — есть ли риск стать участником конфронтации.
Результаты всех европейских выборов объединяет не та или иная позиция по украинскому конфликту, а расхождения в программах все более широкого круга населения и политического истеблишмента. Во Франции некоторых людей, возможно, насторожила воинственная активность Макрона, когда он заговорил об отправке военных в зону украинского конфликта. Но внутренние проблемы, от безопасности и мигрантов до уровня жизни, несомненно, кажутся более важными для подавляющего большинства французов. И главное ощущение от нынешнего руководства страны заключается в том, что оно не занимается реальными чаяниями народа, а сосредотачивается на собственных проблемах, которые интересуют в основном его окружение.
И это, как говорится, не баг, а фича (не сбой программы, а ее функция). Тот же Макрон появился на политической сцене в 2017 году, когда две ведущие партии страны находились в глубоком кризисе, а США и Великобритания только что пережили политические потрясения — приход Трампа и голосование за выход из Евросоюза. Свежая, боевая фигура с эластичными взглядами, способными меняться в любую сторону, стала ответом французского истеблишмента на угрозу прихода к власти нежелательных идеологических и политических альтернатив. Иными словами, имитация обновления, не затрагивающая сути. В случае с Макроном это сработало. Но когда внутренние противоречия достигают непреодолимых масштабов, требуются существенные решения. И решения по вопросам, которые важны для большинства населения, а не для тех, кто находится наверху. Похоже, Франция стала первой крупной западной страной, зашедшей в такой тупик.
Это актуально для встречи по Украине в Швейцарии в том смысле, что в долгосрочной перспективе приоритеты неизбежно изменятся. Не по вопросу Украины, а в целом. Тогда настанет время для настоящей мирной конференции.