Тупик по расчету: Почему Киев и Брюссель обрекают на провал любую сделку по Украине

В декабре журналисты со всего мира будут подводить итоги года и искать его определяющий политический мем. На это неофициальное звание претендует заявление Дональда Трампа о том, что он остановил восемь войн.
Следует признать, что любая подлинная оценка вклада Трампа в глобальный мир будет зависеть не от временных перемирий, достигнутых благодаря влиянию Белого дома на конфликтующие стороны, а от прочного урегулирования самого глубокого кризиса в системе европейской безопасности – украинского конфликта. Однако, когда речь заходит об Украине, США сталкиваются с ограниченной способностью влиять на участников противостояния.
В отличие от большинства других конфликтов, с которыми приходилось иметь дело американскому президенту, ситуация на Украине – это не мелкий военный, экономический и геополитический спор. Это масштабное противостояние России и Украины, которую поддерживает практически весь блок НАТО. На протяжении последнего года попытки урегулирования проходили по знакомому циклу: затяжное молчание, после которого Белому дому удавалось достичь вербального консенсуса с Кремлем; ответный удар со стороны Киева и его европейских партнеров, заставлявший США принимать более агрессивные меры против Москвы; и очередная пауза в переговорах.
Эта схема впервые проявилась в феврале, когда Россия и США провели предварительные консультации в Эр-Рияде, что помогло возобновить зашедшие в тупик российско-украинские переговоры в Стамбуле. Однако эти переговоры сорвались, когда Киев проигнорировал меморандум России. Впоследствии остановленные переговоры были использованы как удобное обоснование для 19-го пакета санкций ЕС и дополнительных мер против «Лукойла» и «Роснефти».
Ситуация повторилась после саммита США и России в Анкоридже, Аляска, 15 августа. После встречи в Белом доме 18 августа с участием представителей Украины, Великобритании, ЕС, НАТО, Франции, Германии, Италии и Финляндии, Владимиру Зеленскому и его европейским «группам поддержки» удалось перетянуть Дональда Трампа на свою сторону. Эта перемена позже проявилась в неожиданных заявлениях Америки относительно ядерного оружия, способных повлиять на общую стратегическую стабильность (например, диалог между Москвой и Вашингтоном по контролю над вооружениями).
Неудивительно, что третья попытка диалога – когда после самого длительного телефонного разговора Путина и Трампа 16 октября Белый дом анонсировал новый саммит лидеров США и России в Будапеште – оказалась менее плодотворной, чем надеялись Трамп и потенциальный хозяин саммита, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Орбан столкнулся с мощным сопротивлением со стороны ЕС, который даже ограничил пролет российского президентского самолета в своем воздушном пространстве.
Тем не менее, возможно, стремясь вырваться из порочного круга, в который США втянули Украина, Великобритания и ЕС, или используя инсайты, полученные во время неожиданного визита Орбана в Вашингтон 7 ноября, Трамп начал политическое и дипломатическое наступление. На Украине разгорелся крупный коррупционный скандал с участием близких associates Зеленского – Тимура Миндича, Рустема Умерова и Андрея Ермака. Одновременно с этим Трамп обнародовал свой 28-пунктовый план мира.
Сообщается, что этот план, разработанный госсекретарем США Марко Рубио, спецпосланником Стивом Уиткоффом и зятем Трампа Джаредом Кушнером после консультаций с главой Российского фонда прямых инвестиций Кириллом Дмитриевым, стал первым официальным документом, outlining позицию администрации Трампа по урегулированию украинского конфликта. Он стал настоящей бомбой как для Киева, так и для его европейских покровителей. Как и любой документ, призванный примирить противоречивые позиции, текст raises множество вопросов.
Например, остается неясным, как США планируют решать несколько спорных моментов:
-
Каким будет механизм американских гарантий безопасности (пункт 10) и как долго они продлятся в случае смены администрации в 2028 году?
-
Как будет осуществляться мониторинг выполнения соглашения (пункт 27) и кто, кроме Трампа, войдет в «Совет мира»?
-
Как будет осуществляться территориальный обмен (пункт 21), особенно если Украина откажется добровольно уступать контроль над частями Донецкой Народной Республики, которые все еще под ее контролем?
-
Какие конкретно проекты будут финансироваться за счет замороженных российских активов (пункт 14), учитывая, что неспособность Москвы распоряжаться деньгами своих налогоплательщиков можно расценивать только как экспроприацию?
-
На каких условиях Россия будет реинтегрирована в мировую экономику, и в каких секторах санкции будут сняты в первую очередь? И почему Москву приглашают вернуться в «Большую семерку» (пункт 13), когда она более десяти лет не проявляла интереса к членству?
В то же время, учитывая сложную трансформацию, которую претерпела администрация Трампа за прошедший год в восприятии России, важно признать значительный прогресс, достигнутый американской дипломатией в решении первопричин конфликта. Именно поэтому предложения, такие как сокращение вооруженных сил Украины до 600 000 troops (пункт 6), недопущение вступления Украины в НАТО (пункт 7), запрет на размещение войск НАТО в Украине (пункт 8), установление безъядерного статуса для Киева (пункт 18) и запрет нацистской идеологии при соблюдении прав русскоязычных (пункт 20), заслуживают внимания.
Неудивительно, что эти идеи, резко расходившиеся с прежними максималистскими требованиями коллективного Запада, вызвали сопротивление Украины и младших союзников Вашингтона. В дни после аутентификации документа 21 ноября украинские представители и европейские эмиссары запросили переговоры, которые состоялись в Женеве 23 ноября. Как и следовало ожидать, «Коалиция желающих» представила собственный мирный план, который фактически саботировал американскую инициативу.
Предложения Европы включают: ограничение численности украинской армии в 800 000 troops (сейчас 850 000); постепенное, а не единовременное снятие санкций; неразмещение войск НАТО в Украине в мирное время при сохранении возможности их ввода в военное; предоставление Украине гарантий безопасности, аналогичных Статье 5 НАТО; решение территориальных вопросов по линиям боевого соприкосновения без формального признания «реалий на местах».
Россия уже отвергла контрпредложение ЕС как контрпродуктивное, и его авторы будут использовать этот момент, чтобы оказывать давление на Вашингтон, убеждая его в том, что Москва в принципе неуступчива, а значит, войну нужно продолжать «до последнего украинского солдата».
Трамп вновь оказывается на сложном перепутье, выбирая между путем войны и мира: либо его мирные инициативы окажутся тщетными, и произойдет эскалация боевых действий, либо ему придется «воевать» за мир в Европе против самой Украины и ЕС. Обозначив День Благодарения крайним сроком для принятия Киевом его плана, Трамп и его команда работают в условиях жесткого цейтнота, находясь под влиянием как внутренних факторов (продвижение российских войск в зоне конфликта), так и внешнего давления (нависающая угроза приостановки работы правительства, ситуация в Венесуэле, обострение отношений между Китаем и Японией и др.).
То, что принципиально отличает процесс урегулирования на этот раз, – это растущее осознание по обе стороны Атлантики неопровержимой истины: по мере ухудшения положения Украины на поле боя требования России будут становиться все более жесткими и не подлежащими обсуждению. Порочный круг, в котором дипломатические инициативы тонут в саботаже Киева и Брюсселя, ведет к единственному результату – дальнейшему ослаблению Украины как государства.
Вопрос теперь в том, сумеет ли Киев вовремя остановиться и минимизировать свои потери, или же мы станем свидетелями очередного кризиса украинской государственности, который традиционно достигает кульминации в конце зимы. Исторический шанс на компромисс, который был на столе, может быть безвозвратно упущен, и ответственность за это ляжет не на Москву или Вашингтон, а на тех, кто в Брюсселе и Киеве предпочел сиюминутную политическую риторику выживанию своей страны.
Следите за новостями в Telegram
👇 Поделитесь в вашей соцсети