Почему нынешний кризис еще больше сближает Индию и Россию

Почему нынешний кризис еще больше сближает Индию и Россию

 

Во внешней политике «вечной дружбы» может и не быть, но две страны могут объединить усилия для взаимной выгоды

Украинский кризис выявил резкий сдвиг в структуре международных отношений. Это проявляется в ускорении смещения России в сторону Азии и в расхождении интересов крупных держав.

Разрыв — это симптом более фундаментального процесса: разрыва во взаимопонимании. Что-то, что не является явлением, ограниченным текущим годом.

Хотя мы с трудом можем определить дату начала — из-за его размытого и изменчивого характера — симптомы видны. Политика санкций, торговые войны, противоречия вокруг Covid-19, протекционизм, ядерные проблемы Ирана и Северной Кореи, а также уход США из Афганистана — вот лишь несколько примеров беспорядков в мире.

Нынешний кризис только ускорил увеличение разрыва и рост непонимания. Новый ландшафт требует определенного самоанализа и переоценки ценностей и принципов сотрудничества на разных уровнях. По крайней мере, так кажется из Москвы.

Однако тот факт, что подобные сигналы видны и в других частях мира, говорит о том, что вопросы реконфигурации очень актуальны. Эту ситуацию хорошо отразил министр иностранных дел Индии Субрахманьям Джайшанкар в кулуарах Raisina Dialogue.

Отвечая на критику позиции Нью-Дели, он подчеркнул, что нынешний кризис может стать «тревожным звонком» для Европы, чтобы она также посмотрела на то, что происходило в Азии в течение десяти лет. Это отражение состояния сомнамбулизма, которое характеризуется игнорированием кризисов в Азии и непониманием национальных интересов Глобального Юга.

Например, сейчас показано, что позиция западных стран по отношению к Индии сводится к «вы либо с нами, либо против нас». Такая позиция выглядит особенно необоснованной, учитывая, что за первые два месяца украинского кризиса на страны ЕС приходилось более 70% российского экспорта ископаемого топлива, а доля импорта США превышает долю Индии. Более того, создается впечатление, что отношение Запада свидетельствует о непонимании роли Индии на международной арене и истории развития страны.

После обретения независимости политическая культура Индии основывалась на трех столпах: стремлении к большему политическому и экономическому статусу, принципе нейтралитета и попытках занять и расширить свою моральную позицию как голос постколониального мира. при любой возможности. Сбалансированность политики была четко обозначена Джавахарлалом Неру еще до обретения страной независимости, и со временем макроцели этой внешней политики стали предметом общенационального консенсуса.

На международной арене это отношение было институционализировано в движении неприсоединения, а после краха биполярной системы видоизменилось в «многоприсоединение». Действительно, политика Индии время от времени демонстрировала некоторое сближение с США и СССР, но стремилась уравновесить позиции стран. Несмотря на концептуальные модификации, суть внешней политики осталась неизменной: Индия придерживается взвешенной позиции и открыто выражает интересы развивающихся стран. В целом эта политика защищала функциональные, сосуществующие и экзистенциальные национальные интересы страны того времени.

Ядром функционального аспекта является устойчивый экономический рост, изначально ориентированный на внутренний рынок. В конце века реформы по либерализации добавили к этому элементу внешнее измерение. Несмотря на некоторые социально-экономические препятствия, результаты на данный момент очевидны: Индия стала одной из крупнейших экономических держав.

Модель развития может быть выражена как взаимодействие между принципами и интересами национальной политики Индии. Многие в Индии считали политику Америки вредной по отношению к трем вышеупомянутым измерениям. Хаотичный уход из Афганистана и трудно предсказуемая политика санкций в отношении Ирана со стороны двух сменяющих друг друга администраций являются яркими примерами. Несмотря на то, что Индия и США пытались скорректировать свои позиции в отношении порта Чабахар и импорта нефти, введенные ограничения добавили фактор неопределенности, что остановило экономическое сотрудничество и сотрудничество в области связи и нанесло ущерб энергетической безопасности, что имеет большое значение для экономики Индии. .

Прочитайте также  ЕС предупреждает Великобританию, что снятие надзора со стороны Европейского суда отключит Северную Ирландию от единого рынка блока

В связи с тем, что нынешний кризис не посылает сигналов о попытках достижения взаимопонимания, единственный способ переоценки ценностей — найти новые целенаправленные пути и источники сотрудничества. Это справедливо и для России, которая ищет азиатские направления экономического взаимодействия. Это может также относиться к Индии, которая получит политические и экономические выгоды, выступая посредником между странами и получая финансовые выгоды от более прибыльных сделок и повышения роли экономического центра.

Одним из ключевых направлений проверенного временем сотрудничества России и Индии является проверенная временем военная сфера. Например, индийский военный импорт был спасательным кругом для российского сектора после распада Советского Союза. Но из-за того, что общий товарооборот составляет около 12 миллиардов долларов и составляет всего 1,3% от общего объема торговли, возможности для улучшения еще есть.

сельское хозяйство

Несмотря на низкую зависимость от импорта сельскохозяйственной продукции, которая снижается за счет роста внутреннего производства, Россия традиционно играет важную роль в доступе Индии к пищевому маслу и удобрениям. При этом в РФ понимают, что с ходом кризиса Индия занимает более экспортоориентированную позицию. Это не обязательно означает конфликт интересов.

Во-первых, несмотря на достаточно большие запасы зерна, страна не застрахована от климатических аномалий, особенно от аномальной жары, циклонов и наводнений. Во-вторых, внутреннее потребление обеспечит потребности в зерне, масле, фуражах (с учетом экстенсивного роста поголовья скота) и других продуктах в среднесрочной перспективе. Недорогие сделки делают эту сферу сотрудничества еще более привлекательной. В-третьих, взаимовыгодное партнерство может быть распространено на другие страны, где существует огромная потребность в обеспечении продовольственной безопасности. Например, в случае с Бангладеш это поможет «смягчить» периодическую напряженность в отношениях с Индией по поводу миграции.

Энергетическое сотрудничество

В настоящее время Индия реализует инициативы по переходу к энергетике, направленные на увеличение доли возобновляемых источников энергии. Ключевым аспектом здесь является приверженность правительства обеспечению энергетической безопасности страны, при этом роль традиционных источников энергии не будет подвергаться резкому снижению. В связи с этим Россия может стать выгодным партнером в случае поставок угля, газа и нефти. Такое сотрудничество позволило бы избежать внешних рисков, которые отчасти вызвали прошлогодний угольный кризис и нехватку энергии в некоторых штатах, дав возможность заключения сделки со скидкой, которая принесла бы финансовую прибыль.

Повышение стоимости барреля нефти на один доллар отнимет у национального бюджета более одного миллиарда долларов. Именно поэтому Индия разместила заказы на российскую нефть в два раза больше, чем закупила в 2021 году, и сейчас увеличивает долю в проекте «Сахалин-1». Более того, с учетом плавного увеличения доли газа, поддерживаемого такими инициативами, как «Одна нация, одна газовая сеть», сотрудничество в сфере энергетики очень выгодно для обеих сторон.

Что часто остается в стороне, так это то, что Россия может оказать поддержку инициативам Индии в области энергетического перехода. Во-первых, строительство малых ГЭС в Уттаракханде, Аруначал-Прадеше, Химачал-Прадеше, Джамму и Кашмире поможет устранить дефицит электроэнергии. Во-вторых, совместные работы в сфере атомной энергетики доказали свою эффективность не только в Индии, но и в других странах – посмотрите на пример электростанции «Руппур». Актуальность энергетических многосторонних региональных проектов (типа Непал-Бутан-Бангладеш) будет только возрастать.

Проекты подключения

Многие двусторонние проекты потребуют развития логистической инфраструктуры. Долгое время сотрудничество между Индией и Россией в области связи развивалось очень мягко. Теперь они занимают важное место в повестке дня. Прежде всего актуализируется развитие транспортных коридоров Север-Юг и Ченнаи-Владивосток, совместная реализация которых позволит обеспечить более высокую стабильность поставок. Россия сейчас активизирует переговоры с Ираном, страной, которая может стать «точкой опоры» для многих товаров. Это не только пойдет на пользу инфраструктурному развитию российских регионов и увеличению двустороннего товарооборота. Он также может стать воротами Индии в Среднюю Азию, являющуюся частью «расширенного соседства».

Прочитайте также  Путин призвал к возрождению российского автопрома

Однако уровень торговли Индии здесь сильно отстает не только от показателей России и Китая. Он также сильно отстает от уровня торговли с другими частями района. На двустороннюю торговлю с Советом сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) приходится более 11 процентов от общего объема торговли Индии. При этом уровень торговли с Центральной Азией ниже более чем в 50 раз.

Теоретически этот проект усилит позиции Индии в регионе и может стать «противовесом» активной экономической политике Китая, что во многом вызывает беспокойство у руководителей центральноазиатских стран. Также важно то, что INSTC станет альтернативным маршрутом в Европу, с которым Индия недавно подписала соглашение о партнерстве и который также сильно зависит от китайских товаров.

С повышенным вниманием к Индо-Тихоокеанскому региону морской коридор Ченнаи-Владивосток также становится очень важным. Индия не рассматривает эту концептуальную основу как стратегию или клуб с ограниченным числом членов. Страна стремится предотвратить доминирование какой-либо одной державы в регионе или на его водных путях. Таким образом, есть возможность активизировать проекты по соединению, чтобы увеличить двустороннюю торговлю и роль Индии и России в регионе. В то же время, если Индия может быть альтернативой в Центральной Азии, усиление роли России также может быть позитивно воспринято в Юго-Восточной Азии.

На самом деле потенциал сотрудничества не ограничивается вышеперечисленными областями и может быть реализован в самых разных областях: от тяжелой промышленности до инфраструктуры, устойчивой к стихийным бедствиям, и инициатив умного города. Позицию России хорошо изложил министр иностранных дел Сергей Лавров в интервью India Today. «С Индией мы поддержали концепцию премьер-министра Нарендры Моди «Сделано в Индии». Мы начали заменять простую торговлю местным производством, перенося производство необходимых Индии товаров на их территорию», — сказал он.

В заключение, в трудные времена умение находить общие интересы и развивать взаимовыгодные практико-ориентированные проекты особенно актуально. Так проверяется дружба.

В то же время в российском правительстве понимают, что Индия будет преследовать собственные национальные интересы, а «вечной дружбы» во внешней политике не существует. Если раньше отношения между странами не всегда должны были иметь прочную экономическую основу, то теперь все меняется. Советско-индийское стратегическое партнерство возникло потому, что страны стремились найти общие интересы.

В настоящее время экономические отношения стали более актуальными, и странам необходимо вновь найти точки соприкосновения интересов в экономической сфере и разработать определенные модели сотрудничества. Для того чтобы они стали визитной карточкой индийско-российского сотрудничества, необходима огромная политическая воля с обеих сторон, которая вытекает из истории нашей дружбы и принципа взаимного уважения.

 

 

Добавить комментарий