Почему 9 мая так важен для россиян
Спустя 77 лет после Великой Отечественной войны День Победы считается самым важным праздником страны.
Евгений Норин, российский историк, специализирующийся на войнах России и международной политике.
9 мая — особенный праздник для россиян, и то большое внимание, которое мы уделяем этой дате, часто кажется непривычным людям из других стран и культур. Действительно, сказать, что «для россиян Вторая мировая война закончилась вчера», недалеко от истины.
Евгений Деринг был ветеринаром, лечил лошадей. Он жил в Санкт-Петербурге, который тогда назывался Ленинградом. 22 июня 1941 года ушел на войну. Перед отъездом он попросил жену Регину забрать их детей — двух дочерей и сына, только что родившегося в апреле, — и уехать в глубь России. Как оказалось, эта просьба спасла им жизнь. Через несколько дней Регина забрала детей в село Макарево Нижегородской области (тогда Горького) и поселилась в женском монастыре 15 века, созданном как приют для таких же, как она, беженцев. Во время великой блокады города от голода умерло более 600 тысяч ленинградцев. Регина выжила, как и все ее дети, но мужа она больше никогда не видела. В октябре 1943 года Евгений Деринг погиб при артиллерийском обстреле небольшого заболоченного плацдарма на Днепре…
Для россиян День Победы — это буквально праздник победы над смертью, в котором участвовали все. Почти в каждой семье есть история о том, чем занимались их предки во время войны. Эти истории сильно различаются, но они почти всегда драматичны. У многих есть рассказы о людях, которые умерли. Советский Союз потерял за время войны более 27 миллионов человек. Около 12 миллионов солдат и офицеров, остальные – мирные жители, погибшие от рук гитлеровцев во время боев или от голода. К тому времени, когда Берлин был взят и Адольф Гитлер покончил жизнь самоубийством в своем бункере в 1945 году, СССР был страной, где почти все кого-то оплакивали. Счастливцем считался человек, потерявший «единственных» друзей.
Фашисты вели войну с крайней жестокостью. Евреев никогда не щадили, но и других ничего хорошего не ждало. В базе данных белорусского правительства есть названия 9000 деревень, сожженных оккупантами во время войны, и это только в одной из оккупированных республик Советского Союза. Во многих разрушенных деревнях количество жертв часто идентично или почти совпадает с количеством их жителей в то время. Самым распространенным методом истребления было загнать население в сарай и поджечь его. Люди тоже гибли от обстрелов и голода или просто были безжалостно расстреляны. Преступные действия, совершенные против мирного населения, освобождались от ответственности по специальному приказу Гитлера.
Красный крест не защищал во время войны — машины скорой помощи и корабли часто уничтожались прямой наводкой. Поправок на возраст тоже не делали – детей убивали наравне со взрослыми.
Однако для нас война – это не просто история чудовищной жестокости. Это легенда невероятного национального единения, где в добровольной пожарной дружине смогли сойтись простой рабочий и композитор с мировым именем, а юная богема из Москвы могла разделить хлеб с шахтером с Донбасса и призывником-азиатом из казахской степи. деревня в окопе. Это история о замечательной способности не сдаваться, когда кажется, что все обстоятельства против вас, а сопротивление кажется бесполезным. После каждого проигранного боя выжившие офицеры анализировали свои неудачи и пытались понять, что они сделали не так, и как изменить ситуацию. Это история удивительного самопожертвования, когда набор добровольцев в новое подразделение напоминал конкурсный процесс поступления в университет.
И это история о военном триумфе. Третий рейх был смертельным врагом. Пятимиллионная армия захватчиков достигла Кавказских гор и грозила взять Москву и Ленинград, но все же потерпела поражение. Для нас это история о том, как мы проливали потоки крови, но армия, пришедшая нас убивать, была полностью уничтожена, вражеская столица была взята штурмом, диктатор, отдавший приказ о вторжении, покончил жизнь самоубийством, а знамена проигравших армия была брошена к стенам Кремля. Мы заплатили ужасную цену, но наш триумф был абсолютным.
В России редко слышишь, как говорят «Вторая мировая война». Сформулированный в те времена термин «Великая Отечественная война» используется и сегодня. Это не попытка как-то обойти вниманием то, чем была для других Вторая мировая война, а желание подчеркнуть, что для нас она все-таки является неким особым событием, выходящим за рамки обычного вооруженного конфликта. Для нас это поистине героический эпос. Это «Илиада», ряд героев которой живы и ходят среди нас сегодня. Сейчас они очень старые, а некоторые все еще здесь. Наш Аякс до сих пор иногда выходит по вечерам к себе во двор, позвякивая медалями за штурм Вены, посидеть на скамейке; нашего Диомеда можно увидеть каждое утро, выгуливающего свою собаку.
Память о войне повлияла на многие стороны жизни России. Вы можете услышать это в личных историях, увидеть в культуре и даже почувствовать в политике. Некоторая зацикленность нашего правительства на безопасности западных рубежей страны является пережитком именно той катастрофы, когда нам пришлось отступить на самый край, прижавшись спиной к стене. Эта память серьезно влияет на наши отношения с соседями, и ее практически невозможно стереть.
Но, пожалуй, главное, что мы вынесли из перипетий той эпохи, — это простая истина: мы можем выдержать любые трудности, стоять на своем и восстанавливать нашу страну после любых испытаний. Это память не только о пиршестве смерти, но и о торжестве жизни.
…Сын Евгения Деринга, Геннадий, никогда не видел своего отца. В Ленинград он не вернулся, детство и юность провел в Макарево. Через пятнадцать лет после войны он познакомился с девушкой по имени Альбина, на которой женился. Это мои бабушка и дедушка. Они все еще живы. Их дочь — моя мама. Исторические события часто оказываются удивительно близкими нам сегодня.
Заявления, взгляды и мнения, выраженные в этой колонке, принадлежат исключительно автору и не обязательно отражают точку зрения RT.