Норвегия отказывается от вертолетного контракта с НАТО
Осло расторгает сделку по NH-90, заключенную 20 лет назад, и теперь требует возмещения 500 миллионов евро.
Норвегия, один из членов-учредителей НАТО, расторгает контракт на поставку военных вертолетов NH-90, подписанный еще в 2001 году, заявил на пресс-конференции в пятницу министр обороны страны Бьорн Арильд Грам. Модель, которая была разработана специально для удовлетворения требований военного альянса, была признана норвежскими военными неоптимальной, указав на многочисленные дефекты и задержки.
Поскольку модель «никогда не сможет удовлетворить потребности норвежских вооруженных сил», Осло теперь требует возмещения почти 500 миллионов евро, которые она заплатила до сих пор. Эксплуатация вертолетов, которые уже были доставлены в Норвегию, была немедленно прекращена в пятницу. Машины будут возвращены производителю, французской многонациональной компании NHIndustries.
Тем временем, как сообщается, Осло ищет замену, которая может прийти из США, сообщило немецкое издание Die Welt.
В отчете окончательный вердикт норвежских военных о NH-90 описывается как «обвинительный» как для самой модели, так и для компании, которая ее производит. Осло ясно дал понять, как отмечалось в статье, что никакие дополнительные доработки, запасные части или инвестиции вряд ли сделают вертолет стоящим.
Тем не менее, NHIndustries, по-видимому, не собирается мириться с внезапным расторжением контракта и, как сообщается, может даже подать в суд на Норвегию из-за своего решения, которое компания назвала «юридически необоснованным».
В своем заявлении транснациональная корпорация заявила, среди прочего, что «отвергает обвинения в адрес NH90 и компании», добавив, что Осло не предоставил NHIndustries возможность удовлетворить «особые норвежские требования».
Далее производитель настаивал на том, что 13 из 14 вертолетов, заказанных Норвегией, были доставлены, а еще один готов к сбору. Однако, по данным норвежских военных, только восемь из этих машин были полностью исправны.
Для NHIndustries, в которой Airbus владеет контрольным пакетом акций, решение Норвегии представляет собой новый удар после того, как Австралия, еще один покупатель NH-90, объявила в декабре 2021 года, что планирует в будущем перейти на Black Hawk американского производства. В Канберре тогда объяснили, что производительность европейского вертолета была «постоянной проблемой», добавив, что эксплуатационные расходы также были слишком высокими.
Die Welt заявила, что Бельгия также в настоящее время рассматривает возможность замены своих NH-90.
Немецкое издание отметило, что другие пользователи также сообщали о различных проблемах с NH-90. Например, Нидерланды якобы жаловались на проблемы с коррозией, связанные с моделью.
Согласно отчету, составленному немецкими военными и цитируемому Die Welt, к концу 2021 года только 19% NH-90, находящихся на вооружении вооруженных сил Германии, находились в рабочем состоянии. Газета со ссылкой на блог немецкой военной промышленности заявила, что ВМС страны недавно отказались принять один такой вертолет из-за ошибок радара и стойкого запаха топлива в кабине.
Совершив свой первый полет в 1995 году, NH-90 в настоящее время эксплуатируется более чем в дюжине стран, в основном в Европе.