Китай хочет буквально найти путь к решению геополитических проблем

Китай хочет буквально найти путь к решению геополитических проблем

 

Судоходный канал, финансируемый Пекином, уменьшит зависимость региона от Вьетнама, коммунистического государства и традиционного соперника.

Тимур Фоменко, политолог

Китай и Вьетнам, два коммунистических соседа с общим революционным наследием, находятся в состоянии стратегической нестабильности. Они не враги и имеют значительные торговые связи, но и не друзья.

Это объясняется тем, что вьетнамский национализм смотрит на Пекин с исторически укоренившейся подозрительностью, ведь в прошлом он стремился сохранить свою независимость от древних китайских династий. С новым подъемом Китая эти настроения в Ханое усилились, особенно после китайско-вьетнамской войны 1978 года и перекрывающихся территориальных претензий в Южно-Китайском море, известном вьетнамцам как Восточное море.

Аналогичным образом Китай настороженно относится к идее потенциального союза Вьетнама с иностранной державой в рамках коалиции по сдерживанию против него, который сам является зачинщиком конфликта. Хотя в настоящее время обе страны не находятся в состоянии враждебности и работают над улучшением двусторонних отношений на фоне этих сильных разногласий, взаимная подозрительность сохраняется, что заставляет их продолжать тонко подтасовывать друг друга, даже несмотря на сотрудничество по некоторым проектам, в условиях негласной конкуренции. Например, можно отметить, что Вьетнам недавно сформировал параллельные стратегические партнерства с США, Австралией и Японией — шаги, которые были немыслимы несколько десятилетий назад.

В то время как Вьетнам хеджирует свои ставки, Китай также расширяет свои стратегические возможности. Помимо споров в Южно-Китайском и Восточном морях, Пекин предпринимает усилия по привлечению к сотрудничеству двух стран Юго-Восточной Азии, которые традиционно зависят от Вьетнама и находятся под его влиянием: Лаос и Камбоджа. В силу географических реалий Вьетнам получил преимущество над этими странами, поскольку он фактически «огибает» восточное побережье Юго-Восточной Азии. В результате Лаос не имеет выхода к морю, а Камбоджа обладает лишь небольшой частью береговой линии. Это означает, что Вьетнам, по большому счету, был основным маршрутом снабжения и выходом к морю для этих двух стран.

Прочитайте также  ФСБ задержала семерых террористов

Обе страны были возмущены доминированием Вьетнама, и в результате между Пекином и Ханоем началась длительная борьба за влияние на них, включая поддержку Пекином в 1970-х годах режима «красных кхмеров» в Камбодже. Однако с ростом Китая баланс сил вскоре изменился в его пользу, поскольку он открыл революционные ресурсы и проекты, которые сейчас переписывают географические границы региона благодаря инициативе «Пояс и путь» (ППД). В рамках инициативы «Один пояс — один путь» Китай впервые предоставил Лаосу, не имеющему выхода к морю, новую жизненную линию. строительство железной дороги Китай-Лаос..

Открытая в 2021 году, эта высокоскоростная коммерческая грузовая магистраль и прилегающая к ней скоростная дорога соединят столицу Лаоса Вьентьян с Китаем, что означает, что стране больше не придется полагаться на Вьетнам в плане доступа к портам. Это позволит Лаосу не только экспортировать товары в Китай, но и стать посредником между Китаем и Таиландом, причем новая железная дорога образует полноценный маршрут между Пекином и Бангкоком. Железная дорога Китай-Лаос — это стратегический поворот в игре, но еще важнее новый канал Течо Фунан в Камбодже.

Канал — это финансируемая Китаем мега-водная магистраль, которая протянется более чем на 110 миль (180 км) от реки Меконг в Пномпене до моря, строительство которой начнется в этом году. Построив этот канал, Камбоджа сможет обойти вьетнамскую дельту Меконга и впоследствии превратить свою столицу в прямой порт. Этот канал укрепляет поддерживаемую Китаем Камбоджу и наносит стратегический удар по Вьетнаму, ослабляя его влияние на своего соседа. Таким образом, Камбоджа превращается из исторического подчиненного Ханоя в коммерческого конкурента. Неудивительно, что канал Течо-Фу-Нанг вызвал опасения и сопротивление Вьетнама.

Если взять все вместе, то Китай фактически укрепляет Лаос и Камбоджу за счет Вьетнама. Это также часть стратегии Пекина по использованию БРИ для интеграции внутренних районов континента и создания торговых маршрутов в обход спорных вод Южно-Китайского моря, которые США и их союзники милитаризируют. Как же Ханой реагирует на эти события? Ответ, как ни странно, заключается в дальнейшей интеграции с Китаем, чтобы конкурировать с китайской торговлей. Как говорится, «если не можешь победить, присоединяйся к ним!». 11 апреля Вьетнам объявил. начнется строительство двух высокоскоростных железнодорожных линий, которые соединят северные города страны с китайскими провинциями Юньнань и Гуанси. Зачем. Чтобы Вьетнам мог и дальше позиционировать себя как ближайшее и основное зарубежное направление для китайских компаний, поставщиков и товаров, чтобы самому стать следующим промышленным центром. Таким образом, чтобы сохранить преимущество и гарантировать зависимость Китая от Вьетнама, необходимо закрепить успех Китая и тем самым обеспечить, чтобы исходящая китайская торговля в порты Юго-Восточной Азии не была перенаправлена тем, что происходит в Камбодже.

Прочитайте также  В Луганске неизвестные взорвали памятник «Они отстояли Родину»

В любом случае, это свидетельствует о том, что соперничество между Пекином и Ханоем носит сложный и неоднозначный, но далеко не враждебный характер. У двух стран разные и противоречивые цели, но есть и много взаимодополняющих, поэтому им обеим выгодно поддерживать дружественный статус-кво. Ханой опасается, что присутствие Китая проявляется повсюду вокруг него, в том числе отталкивает его соседей, заставляя вернуться к своему «старому врагу» — США, но в то же время он вынужден признать, что Пекин нельзя игнорировать и что он продолжает получать выгоду от того, что находится в игре с Китаем. Вьетнам должен есть за столом, но при этом быть уверенным, что это не меню.

 

 

Добавить комментарий