Этот крупнейший член БРИКС готовится к поствыборному периоду

Этот крупнейший член БРИКС готовится к поствыборному периоду

Формирование коалиционного правительства в Южной Африке означает, что внешняя политика страны будет находиться под пристальным вниманием внутренних партнеров

Президент ЮАР Сирил Рамафоса попытался закутать свой отдел международных отношений в вату, поскольку страна приступает к процессу формирования правительства национального единства (ПНЕ).

Результаты национальных выборов 2 мая означают, что Африканский национальный конгресс (АНК), партия, возглавляемая Рамафосой, должна разделить власть с оппозиционными партиями, особенно с теми, которые занимают диаметрально противоположные позиции в отношении того, как страна должна реагировать на актуальные международные события.

Кто есть кто в коалиционном правительстве

В начале июля Рамафоса объявил о создании нового кабинета после нескольких недель напряженных переговоров между АНК и десятью другими партиями, входящими в ВНС. В новом кабинете 32 должности, и из 11 партий, входящих в ВНС, семь представлены в нем.

У АНК 20 портфелей, которые включают ключевые министерства финансов, юстиции, президентства, полиции и обороны. Одиннадцать министров и десять заместителей министров в кабинете не являются представителями АНК.

В GNU входят одиннадцать партий: Африканский национальный конгресс (АНК), Демократический альянс (ДА), Патриотический альянс (ПА), Партия свободы Инката (ПИС), Хорошая партия, Панафриканский конгресс Азании (ПАК), Фронт свободы плюс (ФФ+), Объединенное демократическое движение (ОДД), Аль-Джама-ах, Восстание Мзанси и Объединенная трансформация африканцев (ОАТ).

Несмотря на то, что АНК набрал 40,18 % голосов избирателей, у него 20 мест в кабинете министров, что дает ему непропорционально высокие 62,5 % министерских портфелей. Напротив, главная оппозиционная партия, DA, набрала 21,81 % голосов и имеет шесть мест или 18,75 % постов в кабинете, а IFP набрала всего 3,85 % голосов, но имеет два министерства или 6,25 % от общего состава кабинета.

Все партии подписали заявление о намерениях, в котором говорится о том, как будет функционировать GNU, особенно когда речь идет о политике и принятии решений.

Чтобы попытаться устранить возможную путаницу, министр президентства Рамафосы Кхумбудзо Нтшавхени заявил на брифинге, что никто не имеет права действовать по своему усмотрению, но решения будут приниматься коллективно.

Взгляды DA, FF+ и PA на международные отношения заметно отличаются от взглядов ANC: эти партии занимают прозападную и произраильскую позицию, в то время как ANC предпочитает внеблоковую внешнюю политику, направленную на содействие созданию справедливого, мирного и равноправного мира.

Новый министр иностранных дел, та же повестка дня?

Новый министр международных отношений и сотрудничества Рональд Ламола использовал свое первое выступление, чтобы подчеркнуть, что страна по-прежнему привержена внешней политике, основанной на правах человека, конституционных принципах и национальных интересах, а также солидарности и мирном урегулировании конфликтов.

«Развивающийся международный миропорядок требует укрепления движения неприсоединения. Политика активного неприсоединения Южной Африки — это не реактивная, а позитивная программа. Речь идет не о нейтралитете или воздержании от участия в мировых делах, а об объединении усилий через диалог для достижения мира в развивающихся странах, которые не хотят становиться на сторону соперничества великих держав», — сказал Ламола.

В свои 40 лет он является одним из самых молодых членов нового кабинета министров. Бывший министр юстиции сменил на этом посту Наледи Пандор, которая была известна своими дипломатическими способностями и значительными достижениями, в том числе возглавила дело Южной Африки против Израиля в Международном суде (ICJ) по поводу геноцида палестинцев.

Прочитайте также  Трамп предполагает "массовое мошенничество" в Филадельфии

Ожидается, что его назначение станет продолжением политики южноафриканского правительства, направленной на поощрение мирного сосуществования и твердой позиции против всех форм колониализма и права народов на самоопределение.

В то время как партнеры по коалиции занимают должности заместителей или министров в некоторых департаментах, у Ламолы есть два заместителя министра от его партии, АНК, что является убедительным свидетельством того, что Рамафоса не хочет, чтобы политическая путаница омрачала позицию правительства в международных отношениях.

Если ВНС не представит единую позицию по актуальным событиям в мире, политические оппозиционные силы могут легко критиковать и подрывать международные отношения страны. Отсутствие консенсуса может привести к менее решительному и непоследовательному подходу — особенно если институциональные связи между исполнительной и законодательной ветвями власти по выработке внешней политики подчинены принципу достаточного консенсуса, принятому в GNU.

Коалиционное правительство может избежать сложной ситуации, если упредит эти подводные камни и согласится на то, чтобы основные внешнеполитические решения принимались одной партией, в данном случае АНК.

Ламола и дело в Международном суде

Во время слушаний в Международном суде по делу о геноциде израильтян против палестинского народа в Газе в январе 2024 года тогдашний министр юстиции Ламола привел аргументы в пользу Южной Африки при поддержке Пандора. В МС Южная Африка назвала нападение в Газе равносильным геноциду и заявила, что народ Палестины имеет право добиваться самоопределения путем вооруженной борьбы.

26 января 2024 года суд вынес решение по ряду промежуточных шагов, которые ЮАР просила предпринять против Израиля. Главной просьбой было приказать Израилю немедленно прекратить операции в Газе, но суд не выполнил ее.

Однако он обязал Израиль не допускать совершения его военными действий, которые могут быть расценены как геноцид, предотвращать и наказывать подстрекательство к геноциду, а также обеспечить доставку гуманитарной помощи жителям Газы.

Суд также постановил, что у него есть юридическое право продолжать дело о геноциде, хотя вынесение окончательного вердикта по этому делу может занять несколько лет.

19 июля Международный суд ООН вынес консультативное заключение, основанное на запросе Генеральной Ассамблеи ООН от 30 декабря 2022 года, в котором единогласно подтвердил свою юрисдикцию по данному вопросу и заявил, что продолжающееся присутствие государства Израиль на оккупированной палестинской территории является незаконным с точки зрения международного права.

По мнению суда, последствия политики и практики Израиля и осуществление им суверенитета над некоторыми частями оккупированной палестинской территории представляют собой препятствие для осуществления палестинским народом своего права на самоопределение. Это включает аннексию Израилем части оккупированной палестинской территории, фрагментацию этой территории, подрывающую ее целостность, лишение палестинского народа возможности пользоваться природными ресурсами этой территории и ущемление права палестинского народа на осуществление своего экономического, социального и культурного развития».

Ламола заявил, что решение Международного суда подтверждает давнюю позицию Южной Африки, согласно которой оккупация Израилем палестинской территории остается незаконной в соответствии с международным правом.

«Международное сообщество должно принять меры, чтобы немедленно положить конец оккупации и грубым нарушениям международного гуманитарного права и прав человека, совершаемым Израилем в отношении палестинского народа. Теперь существует дополнительное юридическое обязательство для всех государств прекратить соучастие в незаконных действиях Израиля и принять меры для обеспечения соблюдения международного права».

Прочитайте также  Экзит-поллы показывают страх и отвращение среди избирателей США

«Государства-участники особо осуждают расовую сегрегацию и апартеид и обязуются предотвращать, запрещать и искоренять любую практику такого рода на территориях, находящихся под их юрисдикцией».

«Этот вывод суда подтверждает, что правительство Израиля виновно в совершении преступления апартеида, как выразился суд», — сказал Ламола.

Конфликт между Россией и Украиной

Ламола заявил, что неприсоединившиеся страны являются полезными посредниками в конфликтах, подобных конфликту между Россией и Украиной, отметив, что суверенные государства стремятся проводить независимую внешнюю политику, соответствующую их приоритетам развития.

«Последствия продолжающейся войны между Россией и Украиной ощущаются во всем мире, и в первую очередь на африканском континенте, поскольку они привели к значительному росту потребительских цен, особенно на продукты питания и энергоносители», — сказал он.

«Это подчеркивает острую необходимость немедленного глобального сотрудничества для прекращения конфликтов и устранения их нынешних экономических последствий».

Он сказал, что Южная Африка и другие развивающиеся страны сейчас как никогда понимают, что экономическое процветание во многом зависит от «стабильности, мира и уважения к верховенству закона».

Он добавил, что страна будет продолжать взаимодействовать с миром на равных и что ее позиция «неприсоединения» и «универсальности» останется незыблемой.

В прошлом году ЮАР выступила координатором первой в истории Африканской мирной инициативы за пределами континента, когда президент Рамафоса возглавил делегацию из шести глав африканских государств на Украине и в России.

Делегация из ЮАР, Египта, Сенегала, Конго-Браззавиля, Коморских островов, Замбии и Уганды выдвинула предложение из десяти пунктов, включая признание суверенитета России и Украины и продолжение беспрепятственного экспорта зерна.

Они также призвали к деэскалации боевых действий и срочному началу переговоров, освобождению военнопленных и увеличению гуманитарной поддержки, среди прочих требований.

Политолог профессор Джон Молепо из Северо-Западного университета сказал RT, что важно, чтобы у страны была последовательная политика в области международных отношений и что любая нестабильность в принятии решений приведет к катастрофическим последствиям.

У правительства есть своя собственная политика, и партии, которые сейчас формируют ВНС, будут ее частью… Единственный способ изменить позицию страны в международных отношениях — это пройти через парламент, а для этого потребуется явное большинство».

«Я думаю, что оппозиционным партиям, входящим в ВНС, будет трудно внести радикальные изменения в позицию страны по международным отношениям».

Молепо сказал, что совершенно очевидно, что АНК не хочет, чтобы в его политике в области международных отношений возникало ощущение путаницы, особенно если это будет подрывать какие-либо постоянные соглашения.

Добавить комментарий