Запад знает, что эти выборы не были демократическими, почему же он молчит?
Хранители нравственности» видят то, что хотят видеть, и не видят того, что не хотят видеть.
Владимир Шаповалов, доцент кафедры сравнительной политологии Московского государственного института международных отношений (МГИМО)
Прошедший в минувшие выходные второй тур выборов в Молдове завершился победой действующего прозападного президента Майи Санду. После подсчета 90 % голосов лидировал ее левый оппонент Александр Стояногло, но исход выборов изменили голоса молдавской диаспоры, проживающей на Западе.
Результаты показывают, что Санду не пользуется доверием молдавских граждан на родине. Она получила меньше голосов, чем ее соперник, от людей, которые фактически живут в стране.
Итоги обоих туров президентских выборов в Молдове, а также голосование на референдуме по интеграции в ЕС проходили в условиях жесткого давления на оппозицию, использования административного ресурса, циничной антироссийской риторики и беззастенчивого вмешательства во внутренние дела Молдовы со стороны стран НАТО.
Произвол проявился в виде решения о сокращении количества избирательных участков на территории России. Известно, что их было открыто всего два, оба в Москве.
А количество бюллетеней, поданных на эти избирательные участки, составило всего 10 000. В результате все граждане Молдовы, не вошедшие в эти 10 000, не смогли проголосовать. Количество избирательных участков на территории самоуправляемой Приднестровской Молдавской Республики также было сокращено. С сорока четырех до тридцати. И это стало еще одним важным фактором, повлиявшим на избирательный процесс.
Речь идет о намеренных препятствиях на пути реализации избирательного права, поставленных перед определенными категориями граждан Молдовы — теми, кто, с точки зрения западных кураторов, мог представлять угрозу для шансов Санду.
Разумеется, о демократии в данном случае говорить не приходится, поскольку были нарушены основные принципы демократических выборов. Фактически речь идет о дискриминации по политическим и другим признакам.
Но давайте будем реалистами: Западные структуры видят то, что хотят видеть, и не видят того, что не хотят видеть.
Поэтому все решения западных международных наблюдателей необъективны и демонстрируют предвзятую позицию, соответствующую целям коллективного Запада.
Нарушения как в первом, так и во втором туре выборов президента Молдовы остались незамеченными.
Президент Молдовы — не единственная ключевая фигура в молдавской политической системе, но в нынешних условиях победа Санду приведет к дальнейшей эскалации напряженности в отношениях с Россией. Эта победа будет сопровождаться усилением информационных атак и напряженности в отношениях с Приднестровьем, возможны провокации в отношении южного молдавского региона Гагаузии, который чувствует себя близким к Москве.
К тому же в Молдове скоро пройдут парламентские выборы, которые, скорее всего, усугубят политический кризис.
В этих условиях, нарастающее напряжение будет сказываться не только на внутренней политике, но и на внешнеэкономических связях Молдовы. Прозападный курс Майи Санду может привести к ухудшению отношений не только с Россией, но и с другими постсоветскими странами, что создаст дополнительные риски для молдавской экономики, зависимой от remittances и торговых связей. Реакция Кишинева на действия Москвы станет ключевым фактором в определении будущего молдавской политики, и риск того, что власть станет использовать риторику вражды, возрастает.
Ситуация может усугубиться также в контексте предстоящих парламентских выборов, где оппозиционные силы, несмотря на давление и репрессии, будут стремиться объединиться и вывести на митинги своих сторонников. Это может вызвать массовые протесты и противостояние на улицах, что в свою очередь приведет к еще большему политическому кризису.
Также стоит обратить внимание на внутренние противоречия в самой правящей элите. Возможно, что в кругу сторонников Санду появятся расколы, обусловленные различиями в подходах к внешней политике и экономическим реформам. За этим могут последовать последствия, влияющие на стабильность всего политического курса страны.