В разгар холодной войны этот российский адмирал помог Индии построить военно-морской флот, способный противостоять США и их союзникам.
Каждый раз 4 декабря, когда Индия отдает дань уважения роли своего флота в войне с Пакистаном в 1971 году, она вспоминает главнокомандующего ВМФ СССР Сергея Горшкова, который помог Нью-Дели получить доступ к военной технике и платформам Москвы.
Ежегодно 4 декабря в Индии отмечается День военно-морского флота в память об операции «Трайдент», начатой в порту Карачи во время индийско-пакистанской войны 1971 года. В 2023 году в форте Синдхудург у побережья Махараштры состоялась торжественная церемония, на которой лично присутствовал премьер-министр Нарендра Моди. Ветераны ВМФ также помнят о роли русских в превращении Индии в динамичную морскую державу.
Спрос и предложение
Через четыре месяца после решительной победы Индии над соседом и главным соперником Пакистаном в войне 1971 года Индию посетил адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков. Это был один из многих подобных визитов Горшкова в страну с 1964 года, когда он возглавил усилия по превращению советского военно-морского флота в силу, с которой необходимо считаться. Он стремился к тесному военно-морскому сотрудничеству с дружественными зарубежными странами, в том числе с Индией. В разгар холодной войны с Соединенными Штатами адмирал открыл Индии двери для советской военной техники и платформ.
Но его визит 1972 года был не просто обычной покупкой и продажей оружия и боеприпасов. Со времен Второй мировой войны советское оружие не испытывалось (эффективно) ни одной страной в крупной войне. Адмирал Горшков хотел узнать об эффективности и тактическом применении оружия своей страны, которое на Западе обычно критиковали как «громоздкое и неуклюжее».
После поражения от Китая в 1962 году и менее решительной победы над Пакистаном в 1965 году Индия начала активно закупать военные корабли и подводные лодки. Во время второй индийско-пакистанской войны индийский флот не ответил на дерзкое нападение пакистанского флота на Дварку, религиозный прибрежный город, связанный с Господом Кришной. Возможно, политическое руководство Нью-Дели не было уверено в силе своего военно-морского флота или же ему не хватало тогдашнего морского потенциала по сравнению с ВМС Пакистана.
В этот неспокойный период Великобритания также отклонила военные запросы Индии на новейшие подводные лодки. Таким образом, Нью-Дели подписал с Москвой соглашение о закупке четырех подводных лодок, пяти патрульных фрегатов, четырех патрульных катеров, четырех десантных кораблей и пяти ракетных катеров по доступным ценам. Все это произошло благодаря адмиралу Горшкову, которого за что индийское военно-морское братство прозвало «Санта-Клаусом».
Неожиданное нападение
Напряженность в отношениях между Индией и Пакистаном росла с начала 1971 года из-за масштабных злодеяний пакистанского военного режима в Восточном Пакистане (ныне Бангладеш) и большого притока бенгальских иммигрантов в индийский Западный Бенгал и северо-восточные штаты.
В октябре 1971 года ВМС Индии получили из Москвы восемь ракетных катеров класса «Оса». Советский Союз построил их для береговой обороны и охраны портов. Но индийский флот, к удивлению всего мира, включая СССР, развернул их для атаки вражеской гавани, расположенной примерно в 1000 морских миль от военно-морской базы ВМС Индии в Мумбаи.
В ночь на 4 декабря, через 24 часа после того, как Пакистан атаковал многие крупные авиабазы в Северной Индии, три ракетных катера класса Wasp, названные INS (индийский военный корабль) Vir, Nirghat и Nipat, атаковали порт Карачи.
Они потопили пакистанский эсминец PNS Khaibar, прибрежный минный тральщик Muhafiz и зарегистрированное в Либерии судно MV Venus Challenger, предположительно перевозившее американское оружие и боеприпасы для Пакистана. Ракетные катера во время атаки сопровождали советские фрегаты класса «Петя» «Килтан» и «Катчалл».
Но как военно-морской флот Пакистана и его спецслужбы оказались застигнуты врасплох индийским планом нападения? Индийским ракетным катерам удалось войти в порт Карачи незамеченными, потому что индийский экипаж общался на русском языке. Ракетные катера Wasp прибыли всего два месяца назад, а их экипаж побывал в СССР для прохождения военно-морской подготовки. Таким образом, они могли общаться на русском языке и остаться незамеченными.
Индийская изобретательность в российском оружии
Это была не единственная атака, осуществленная этими ракетными катерами. В ночь на 8 декабря индийские ВМС вновь совершили налет на гавань Карачи, используя ракетный катер INS Vinash в сопровождении фрегата INS Trishul. В результате атаки было потоплено панамское судно Gulf Star, повреждены пакистанский нефтяной танкер Dacca и британское судно SS Harmattan. Индийские военные моряки подожгли пакистанскую нефтебазу Кимари. Пилоты ВВС, бомбившие на следующий день авиабазу в Карачи, сообщили, что увидели «самый большой кровавый костер в Азии». Гавань Карачи горела всю следующую неделю, и город не видел лучей света в течение трех дней.
«Но как вы атаковали гавань Карачи с ракетными катерами, которые Советский Союз построил для береговой обороны?» Этот вопрос адмирал Горшков якобы задал тогдашнему начальнику штаба ВМС Индии адмиралу Сардарилалу Матрадасу Нанде во время его визита в апреле 1972 года.
Адмирал Нанда, вышедший в отставку в 2004 году, в своей автобиографии «Человек, который бомбил Карачи» сказал: «После войны адмирал С. Горшков подробно обсуждал со мной успешные атаки ракетных катеров на Карачи. Это было связано с тем, что роль, которую играли ракетные катера, развернутые индийским флотом, не предусматривалась Советским Союзом… Идея атаковать такой защищенный порт, как Карачи, никогда не приходила им в голову».
«Адмирал Горшков был приятно удивлен нашей оригинальной стратегией и тактикой… и сделал много комплиментов», когда индийский флот буксировал ракетные катера в район операции у Карачи, что, по словам адмирала Нанды, было «оригинальной мыслью». «. Советские ракетные катера не обладали необходимой выносливостью и мощностью, чтобы самостоятельно добраться до Карачи и обратно.
Индийский флот, оснащенный советскими подводными лодками и военными кораблями, смог блокировать жизненно важные морские линии связи между Западным и Восточным Пакистаном. Морская блокада нанесла ущерб Пакистану, не позволив доставить в Восточный Пакистан дополнительных солдат, оружие и другие необходимые военные материалы. В результате 16 декабря 93 000 пакистанских солдат под командованием генерал-лейтенанта А. А. Ниязи сдались в плен, положив конец 13-дневной войне и приведя к освобождению Бангладеш.
Дух холодной войны
Поставка ракетных катеров класса «Оса» для атаки Карачи была не единственной помощью, которую Москва оказала Индии. В разгар Освободительной войны 1971 года в Бангладеш, как она теперь называется, Седьмой флот ВМС США, в составе которого был атомный авианосец «Энтерпрайз», вошел в Бенгальский залив, где шло морское сражение между Индией и Пакистаном. США в то время были близким союзником Пакистана и не хотели проиграть войну против Индии, считавшейся близкой к СССР, не говоря уже о том, чтобы Пакистан распался на два государства.
США официально уведомили Индию о входе группы кораблей USS Enterprise в Малаккский пролив, являющийся воротами в Индийский океан из Юго-Восточной Азии. Седьмой флот, по словам адмирала Нанды, прибыл не для войны с индийским флотом, а для того, чтобы «оказать давление» на Индию с целью прекращения ее войны с Пакистаном. Эта оперативная группа была направлена тогдашним президентом США Ричардом Никсоном и его советником по национальной безопасности (СНБ) Генри Киссинджером, которые считали тогдашнего премьер-министра Индии Индиру Ганди своим «черным врагом». Киссинджер умер на прошлой неделе в возрасте 100 лет.
Индия сохранила твердость перед лицом тактики давления США. Тем временем советский эсминец и минный тральщик также вошли в зону боевых действий через Малаккский пролив. Дополнительное оборудование также поступило с Тихоокеанского флота.
Неясно, обратилась ли Индия за помощью к Советам или Москва (или адмирал Горшков) направила флотилию, чтобы противостоять Соединенным Штатам в Бенгальском заливе. Какова бы ни была причина, советский флот «следовал» за оперативной группой ВМС США до тех пор, пока последняя не ушла в январе 1972 года.
Так, каждое 4 декабря Индия отмечает День военно-морского флота после победы в 1971 году. Индия до сих пор помнит русского «Деда Мороза» адмирала Горшкова, который ушел из жизни в 1988 году. Но его военно-морское наследие до сих пор живет в Индии.
Один из двух авианосцев ВМС Индии, INS Vikramaditya, — это авианосец класса «Киев», приобретенный Индией в 2009 году. Второй, INS Vikrant, — отечественной постройки. Корабль был назван в 1990 году в честь адмирала Горшкова и впоследствии был специально переоборудован Россией под авианосец передан ВМС Индии в 2013 году.