Тайны «Наставлений» Древнего Египта по присоединению к богам в загробной жизни раскрыты в новых исследованиях
Завораживающая практика древних египтян помогать своим дорогим ушедшим людям перейти в загробный мир уже более века очаровывает египтологов, и ученые изучают мёртвые папирусы, чтобы разгадать свои тайны.
Новый анализ древнего папируса, Первой Книги Дыхания, предложил захватывающие откровения, касающиеся его происхождения из Книги Мертвых и, в более широком масштабе, тонкостей посмертного обожествления в Древнем Египте, пишет Haaretz.
«Книги дыхания» — это несколько поздних древнеегипетских погребальных текстов, которые якобы позволяли умершим продолжать существовать в загробной жизни, причем самая ранняя из известных копий датируется примерно 350 годом до нашей эры.
Другие копии происходят из птолемеевского и римского периодов истории Египта; один относится ко второму веку нашей эры.
Анализ одного из таких трактатов — Папируса FMNH 31324, содержащего издание Первой книги дыхания, был недавно опубликован Фоем Скальфом, главой исследовательского архива Чикагского университета, в октябрьском выпуске Журнала ближневосточных исследований.
Управление загробной жизнью
«Книга мертвых» начала появляться примерно от 3700 до 3500 лет назад, с последующим появлением трех типов руководств «Книги дыхания» о том, как достичь обожествления в загробной жизни, — сказал Скальф.
«Письмо для дыхания», которое, как полагают, было написано древнеегипетской богиней Исидой для своего брата Осириса; Первая книга дыхания; и Вторая Книга Дыхания — это три Книги Дыхания, которые были призваны помочь владельцу текста присоединиться к богам в загробной жизни.
Они были начертаны либо на стене пирамиды, либо на гробу, либо на папирусе.
Тексты не были каноническими и представляли собой что-то вроде сборников заклинаний, написанных на папирусах, причем все они различались по формулировкам и иллюстрациям, как и Книги Мертвых. Последние представляли собой египетские похоронные тексты, составленные из заклинаний, помещенные в гробницы и, как полагают, защищают и помогают в загробной жизни.
По словам Скальфа, все тексты пирамид, гробов и Книги мертвых связаны между собой. Три Книги Дыхания были почти полностью написаны от руки на папирусах и имели в основном похожее содержание.
Инструкции менялись: в «Письме для дыхания» пользователю предлагалось свернуть папирус, обернуть его льняной тканью и поместить под левую руку мумии.
В Первой Книге Дыхания сказано, что ее следует класть под голову; Вторая книга дыхания предлагает поместить текст под стопы.
Вопреки некоторым предположениям, обожествление было привилегией не столько элиты, сколько любого, кто мог себе это позволить.
«Захоронения в Древнем Египте варьировались от простого размещения в неглубокой яме в пустыне до роскошных гробниц и всего, что между ними. Насколько нам известно, то, что было обеспечено вам после смерти, было связано с вашим жизненным богатством, — говорит Скальф.
Однако могучие фараоны не нуждались в текстах на папирусе.
«Королевские чары помещали свои заклинания на более надежные носители, такие как стены гробниц, саркофаги, гробы, маски, статуи и другие места, где можно было написать тексты», — отмечает Скальф.
Похоронная статуя визиря Мереруки перед его ложной дверью в его гробнице в Саккаре. Правление Тети. Старое царство, 6-я династия, ок. 2345-2181 гг. До н. Э. pic.twitter.com/YaD26OmQMa
- золи осазе (@zaswadosaze) 24 апреля 2018 г.
Индивидуальные погребальные обряды
В то время как мёртвые папирусы были индивидуализированы, чтобы носить имя умершего в начале, говоря: «Эта Первая книга дыхания помещена под заголовком…», в папирусе FMNH 31324, к сожалению, отсутствует первая колонка текста.
Еще одна вещь, которая отличает книги, заключается в том, что в «Книге мертвых» отдельные заклинания — как дышать и пить воду или как перемещаться по подземному миру — разделены и озаглавлены, говорит глава Исследовательского архива Чикагского университета.
Хотя Первая Книга Дыхания произошла от заклинаний из Книги Мертвых, ее содержание было отредактировано и изменено.
В результате получилась единая непрерывная композиция, которую много редактировали сами писцы.
«Книжники были очень увлечены тем, что они добавляли и опускали», — говорит он, добавляя, что выбранные заклинания даны в том же порядке, что и в оригинальной Книге Мертвых.
Древний египетский папирус с изображением части Книги мертвых Пинеджема II. Текст иератический, за исключением иероглифов в виньетке. Также видно использование красного пигмента и стыки между листами папируса.
Новое Королевство
19 династия ок. 1300 г. до н.э.
британский музей pic.twitter.com/Jz8pGe1MKo
- МЕХМЕТ АРИКАН (@lastarchaeology) 20 августа 2018 г.
Папирус FMNH 31324 содержит сокращенную версию Первой книги дыхания, говорит ученый, подчеркивая, что рукопись «в целом хорошо написана и не содержит вопиющих ошибок писцов».
Фой Скальф заключает, что, как и в птолемеевский и римский периоды Древнего Египта, когда использовались Книги Дыхания, большинство захоронений было множественным, с несколькими мумиями, помещенными в одну гробницу, а папирусы Дыхания, казалось, были обернуты самой мумией. , возможно, чтобы гарантировать, что заклинания не действуют по ошибке не на то тело.