Ссылаясь на еще неподтвержденные сообщения, The Times of Israel показал в прошлую пятницу, 14 октября, Вашингтон предоставил суданским лидерам 24-часовой крайний срок, чтобы решить, согласны ли они на сделку с еврейским государством «в обмен на финансовую помощь и исключение из черного списка США государственных спонсоров террора».
К августу 2020 года администрация Трампа достигла договоренности с новым переходным правительством Судана, пришедшим к власти после государственного переворота в августе 2019 года, о том, что страна будет исключена из списка террористов после выполнения ряда условий, включая отложение 335 миллионов долларов на депозитном счете для семей американских жертв террористических атак в 1998 и 2000 годах. В 1993 году страна была назначена государством-спонсором террора «за поддержку международных террористических групп, включая организацию Абу Нидал, Палестинский исламский джихад, ХАМАС» , и Хезболла «.
«Предложение, от которого трудно отказаться»
Позже выяснилось, что Вашингтон предложил Хартуму установить официальные дипломатические отношения между Суданом и Израилем в рамках сделки, которая также предусматривала предоставление Судану 300 миллионов долларов в виде экономической помощи и 3 миллиарда долларов в виде списания долга и инвестиций Судану, сообщает The Jerusalem Post.
В некоторых сообщениях предполагалось, что соглашение о нормализации отношений с Израилем было одним из основных условий исключения Судана из списка террористов. Генерал Мохамед Хамдан Дагало, заместитель председателя Совета по суверенитету Судана, 2 октября заявил местному телеканалу Sudania 24, что «хотим мы того или нет, отношения с Израилем связаны с исключением Судана из списка США, поддерживающих терроризм».
Однако премьер-министр Судана Абдалла Хамдок категорически отверг связь между отменой в стране государственного спонсора террористического статуса и официальным оформлением отношений между Суданом и Израилем.
«В Судане существует много разногласий между гражданскими и военными сторонами», — объясняет Мохаммад Фавзи, египетский политолог. << Среди этих различий - проблема нормализации. Большинство гражданских сил отвергают это соглашение, поскольку их интеллектуальные и идеологические убеждения отвергают нормализацию отношений с Израилем. Кроме того, эти силы полагают, что завершение вопроса нормализации усилит присутствие военный компонент в стране. Наконец, гражданские силы считают, что этот вопрос выходит за рамки полномочий переходной власти ".
Со своей стороны, военные власти считают, что суданско-израильская сделка, которая предлагает определенные экономические выгоды, укрепит их позиции на политической арене страны, что позволит им остаться у власти после переходного периода, считает исследователь.
Продолжающееся присутствие Судана в списках государственных спонсоров терроризма уже имело множество негативных последствий для суданской экономики: государство не может получить гранты, поддержку и инвестиции, подчеркивает Фавзи.
«В конце концов, похоже, что этот вопрос в целом углубит разногласия между различными суданскими партиями, и есть даже новости о возможности отставки правительства Хамдока после завершения этой сделки», — отмечает он.
Победители и проигравшие в потенциальной израильско-суданской сделке
Быстрое развитие событий указывает на то, что Судан, вероятно, станет пятой страной Лиги арабских государств, которая нормализует отношения с Израилем, что происходит в свете давления США в контексте так называемого ближневосточного мирного проекта, принятого администрацией Трампа, по словам египетского исследователя. .
Хотя для Судана это возможность улучшить отношения с США и получить столь необходимую финансовую помощь, для Израиля это будет стратегическая выгода, потому что Судан, африканское государство, станет для Израиля воротами для более сильного присутствия на континенте. Вдобавок у него будет лучший доступ к не имеющему выхода к морю Южному Судану, который поддерживает полные дипломатические отношения с еврейским государством. По состоянию на апрель 2019 года Израиль имел официальные дипломатические отношения с 41 из 46 стран Африки к югу от Сахары и посольствами в 11 из 54 африканских государств.
«С другой стороны, Судан — арабское государство, поэтому нормализация отношений с ним представляет собой победу израильской стороны и разрыв с давним представлением о том, что Израиль является главным врагом арабского мира», — говорит Фавзи.
По его мнению, администрация Трампа, вероятно, также выиграет от грядущего пакта: «Дональд Трамп попытается использовать это решение, чтобы повысить свои шансы на следующих выборах, тем более что шансы на успех его соперника Джозефа Байдена растут».
В то же время израильско-суданская сделка поможет Вашингтону продолжить «сделку века»: «Проект, который администрация Трампа проводит и стремится реализовать на Ближнем Востоке, призван заменить список угроз для Арабская национальная безопасность и делает Иран и связанные с ним движения первой и главной угрозой », — отмечает он, добавляя, что вместо этого Израиль будет рассматриваться как« дружественная страна ».
«Я считаю, что это решение будет принято очень скоро, возможно, в течение нескольких часов, а возможно, и дней, но влияние резолюции, конечно же, будет иметь серьезные последствия», — подчеркивает он, сокрушаясь о том, что решение, вероятно, оставит палестинских арабов в холод, учитывая, что ранее арабские государства считали создание суверенного палестинского государства предпосылкой для заключения дипломатических пактов с еврейским государством.
Взгляды и мнения, выраженные в статье, не обязательно отражают точку зрения Sputnik.