Ссора среди исполнителей классической музыки на юге Индии отражает местную борьбу на национальных выборах

Ссора среди исполнителей классической музыки на юге Индии отражает местную борьбу на национальных выборах

 

Споры вокруг певца ТМ Кришны, бросившего вызов древней кастовой системе и выступившего за демократизацию классической музыки, обнажили суть политических разногласий.

Это история на стыке индийской классической музыки, ее древней кастовой системы с жесткой наследственностью социальных классов и проходящих сейчас национальных выборов. Действие происходит на глубоком юге Индии, в штате Тамилнад — штате, который находится на переднем крае борьбы за социальную справедливость, особенно в избирательной политике, и штате, из которого исторически исключена правящая в центре Бхаратия Джаната Парти. И все начинается с певицы.

Мадрасская музыкальная академия, учреждение, пропагандирующее классическую карнатическую музыку (форма музыки, уникальная для Южной Индии — Северная Индия следует музыке хиндустани), расположенное в Ченнаи в штате Тамилнад, недавно было раздираемо ожесточенными спорами по поводу объявления в этом году Сангита Каланидхи престижной премии за выдающиеся достижения в области музыки.

Каждый декабрь Академия проводит месячный фестиваль музыки и танца под председательством Сангиты Каланиди. В марте он выбирает выдающегося вокалиста Карнатика. Тодура Мадабуси Кришну (он же ТМ Кришна) для награждения. Это решение вызвало резкую критику со стороны некоторых высокопоставленных музыкантов Карнатик.

Вся эта критика исходит от брахманов. Сам Кришна — брахман, но был общественным деятелем, периодически выступая за демократизацию карнатической музыки. Этот музыкальный стиль, уходящий корнями в III век до нашей эры, принял свою современную форму в 14-м веке. Она всегда была монополизирована браминами.

На вершине жесткой кастовой пирамиды индуизма находятся брамины, внизу — далиты, а между ними — высшие касты, промежуточные касты и отсталые касты. Кастовая система Индии имеет строгие социальные правила эндогамии и разделения пищи. Брамины владели землей и знаниями, далиты выполняли работу, например, избавлялись от мертвых или убирали за собой.»ночная земля«. В Тамилнаде это разделение осложняется теорией, согласно которой население в основном состоит из коренных «темнокожих» дравидов; брамины считаются потомками «светлокожих» арийских захватчиков.

После обретения Индией независимости небрамины постепенно захватили контроль над политикой. Те брамины, которые не бежали на Запад, возмущены утратой привилегий — и считают, что ТМ Кришна поддерживает дело рационалиста-реформатора Е.В. Рамасвами Наикера, известного как Перияр, который возглавил дравидийское движение в Тамилнаде и от которого произошел Дравидар Казхагам Dravida Munnetra Kazhagam (DMK) и All India Anna DMK (AIADMK).

DMK и AIADMK, известные как «дравидийские партии», попеременно находятся у власти в Тамилнаде с 1977 года, сместив Конгресс, а затем BJP, правящую партию Индии с 2014 года.

Перияр считался нападающим на браминов, но был принят отсталыми классами, кастами и племенами. Даже сегодня он является почитаемым лидером, особенно для DMK и ее сторонников, успешно борясь с практикой неприкасаемости, преследованием вдов, правом на собственность для женщин и резервированием учебных заведений и государственных рабочих мест для угнетенных классов.

Проходящие сейчас национальные выборы имеют несколько интересных побочных сражений, и одно из них — в Тамилнаде, где BJP, поддерживаемая в Ченнаи местными браминами, пытается сломить оплот дравидийских партий в политике штата.

Прочитайте также  В Волгограде на улице отыскали тело 13-летнего подростка

Академия берет свое начало в независимости

Музыкальная академия — знаковое учреждение в истории изобразительного искусства, возникшее как ответвление сессии Всеиндийского конгресса, состоявшейся в декабре 1927 года в Ченнаи в рамках движения за независимость, возглавляемого Конгрессной партией. В это же время была проведена музыкальная конференция, в ходе которой возникла идея создания музыкальной академии.

Торжественное открытие состоялось 18 августа 1928 года в зале YMCA, Эспланада Ченнаи, сэром. КП Рамасвами Айяром, будущим премьер-министром княжества Траванкор, и рекламировался как институт, который установит стандарты для карнатической музыки. В 1929 году началась практика проведения ежегодных музыкальных конференций, которые в свою очередь привели к декабрьскому музыкальному фестивалю в Ченнае, одному из крупнейших культурных событий в мире.

Награждение ТМ Кришны вызвало протест со стороны сестринского дуэта Ранджани-Гаятри, а также братьев из Тричура Срикришны Мохана и Рамкумара Мохана и представителей харикаты (религиозного дискурса) Вишакхи Хари и Душьянта Сридхара. Они решили отказаться от участия в ежегодной конференции Академии музыки в декабре 2024 года, которую возглавит Кришна.

Н Равикиран, известный своим мастерством игры на инструменте под названием читравина, решил вернуть себе титул Сангита Каланидхи, присвоенный ему Музыкальной академией в 2017 году.

Затронутая община

Общей чертой протестов является то, что они исходят от некоторых брахманов. В последние несколько лет Кришна занимается вопросами, связанными с секуляризмом (то есть нерелигиозной практикой в Индии) и социальной инклюзивностью. В беседе с рыбаками на пляже восточного побережья он выступил против кастовой дискриминации со стороны значительной части брахманов, которые стремятся продолжить путь превосходства над другими кастами.

Высказывания Кришны о выходе за пределы мира Святой Тьягараджа (известен рядом карнатикских песен, в основном на языке телугу) и MS Subbulakshmi («Соловей Индии») также были интерпретированы как непочтительные к легендам. В Индии, в отличие от Древней Греции, не принято спорить со старшими.

Кришну прозвали «городским наксалом» — производное от слова «наксалы» из ультралевого движения наксалитов конца 1960-х годов, но теперь оно используется для очернения всех, кто выступает против правого движения Раштрия Сваямсевак Сангх (РСС), головной организации BJP.

21 марта президент Музыкальной академии Н Мурали заявил, что никаких изменений в присуждении премии не будет, и что выбор Кришны был основан на его совершенстве как музыканта, без учета посторонних факторов.

Мурали также раскритиковал протестующих за то, что они обнародовали свои «оскорбительные» высказывания вместо того, чтобы написать ему, подразумевая, что протестующие решили начать кампанию по другим (политическим) причинам.

Линии социальных разломов также имеют политическую природу.

Действительно, некоторые из протестующих были близки к BJP и RSS, и в музыкальных кругах бытует мнение, что за протестами стоит лобби RSS и браминов. Сам Кришна остается невозмутимым.

Эта кампания вызвала негативную реакцию со стороны нынешних лидеров дравидийского движения. Они не упустили возможности похвалить усилия Кришны по донесению музыкальной формы до широких масс и слабых слоев населения в доступном для понимания формате.

Прочитайте также  В Ростовской области при крушении легкомоторного самолёта умер пилот

Когда Кришна рядом, споры никогда не остаются в стороне. Он пел хвалу Аллаху в традиционном карнатическом стиле. Книга Кришны о христианах-далитах, создавших мридангам, ударный инструмент, используемый в карнатическом музыкальном исполнении, вызвала споры. «Себастьян и сыновья: краткая история создателей мридангама» подчеркивает тот факт, что ударный инструмент изготавливался из шкур коров, буйволов и коз, и что исполнители, в основном брахманы, были изолированы от процесса производства, включавшего забой коров.

«Корова удалена из поля зрения художника. Поскольку убийство и снятие шкуры происходят за пределами его круга существования, он может вести себя так, как будто этого не происходит», — говорится в отрывке под названием «Разделение коровы и брамина»: «Творец стоит на пороге, держа корову и брамина отдельно», отдельно, помогая последнему сохранить свою «чистоту».

Калакшетра, ведущий институт изобразительного искусства, первоначально согласился провести презентацию книги в своем кампусе в Ченнае, но отозвал разрешение. Директор Ревати Равичандран сказала, что в выдержках из СМИ содержатся «некоторые заявления, связанные с книгой, которые затрагивают спорные вопросы и, безусловно, имеют большой политический подтекст».

Традиция социальных реформ в Индии

Кришна предстает как социальный реформатор, пытающийся добиться перемен в обществе брахманов. Его явно вдохновляют рассказы о Радже Рам Мохан Рае (1772-1833), основателе Брахмо Самадж, который, будучи брахманом, проводил кампании, в частности, против практики сати (ритуального сожжения вдов на погребальных кострах их умерших мужей) в брахманской общине.

Д-р Бабасахеб Амбедкар, который руководил написанием Конституции Индии, вышел из индуизма и предложил своим последователям принять буддизм. Джайнизм и буддизм также возникли в Индии как ответвления индуизма. Движение брахманов сейчас находится под микроскопом в Тамилнаде, где не хотят терять имидж сторонники BJP-RSS, а члены общины, такие как Кришна, стремятся избавиться от дискриминации.

Дуэт Ранджани-Гаятри защищал свою критику Кришны, утверждая, что «брахманы были наименее кастовыми людьми».

Первоначальная атмосфера протеста со стороны некоторых брахманских музыкантов теперь улеглась, и большинство исполнителей хотят держаться подальше от избирательного округа. Некоторые также хотели бы сохранить связь с Музыкальной академией, ведь концерт в ее освященном зале — это нечто особенное.

Хотя они не защищают высказывания Кришны против общества брахманов, они считают, что не было необходимости в организованных протестах, потому что Кришна заслужил награду чистой музыкой, и другие его высказывания не нужно рассматривать.

Идеологическое столкновение между правым ортодоксальным движением RSS и дравидийским движением, представленным DMK на политической арене Тамилнада, перекинулось в музыкальную сферу и в ближайшие недели найдет отражение на избирательной арене.

 

 

Добавить комментарий