Смогут ли Россия и Индия сохранить дружеские отношения, не расстроив своих китайских и американских партнеров?
Москва должна понимать, что Нью-Дели развивает отношения с Вашингтоном в собственных интересах. Но Индия должна принять то же самое, когда дело доходит до России и Китая.
Глеб Макаревич, заместитель начальника Центра исследований региона Индийского океана ИМЭМО РАН
В российско-индийских отношениях, несмотря на исторические достижения и успехи последних лет, было много проблем. В основном они связаны с двусторонними экономическими связями: в том числе низкие темпы торгово-инвестиционной активности, чрезмерная ориентация на ограниченное количество ключевых направлений (военно-техническое сотрудничество, атомная энергетика, нефтегазовый сектор), а также низкая информированность игроков частного сектора. относительно рынков друг друга.
Эти проблемы преодолимы. Потребность России в надежных внешнеэкономических партнерах и проводимая ею политика диверсификации экономических связей создает условия для достижения двумя странами структурной трансформации отношений. Наличие схожих стратегий преодоления диспропорций глобального развития, общее видение технологического прогресса (включая передачу технологий и создание совместных предприятий), совместные инвестиции в исследования и разработки – все эти шаги помогут двум странам не только соблюдать свои связанные прошлом, но и смотреть в будущее вместе.
Однако в последние десятилетия к экономическим вызовам особо привилегированного стратегического партнерства России и Индии добавились политические вызовы: Москва, в частности, обеспокоена стремительным подъемом отношений между Вашингтоном и Нью-Дели.
Всеобъемлющее глобальное стратегическое партнерство между Индией и США является логическим результатом эволюции индийской политики с 1990-х годов. В то время правительство премьер-министра Нарасимхи Рао начало постепенный процесс экономической либерализации. Страна должна была стать привлекательным объектом для иностранных инвестиций, поскольку внутри страны не хватало финансового капитала.
«Открытие» индийской экономики для иностранных инвесторов продолжалось и при его преемнике Нарендре Моди – с инициативой «Сделай в Индии», приглашающей иностранных производителей размещать свои производственные мощности в южноазиатской стране. Своего рода продолжением этого стала программа «Самодостаточная Индия» (Aatmnitbhar Bharat). С одной стороны, она направлена на достижение технологического суверенитета, а с другой – заставляет иностранных производителей локализовать свое производство.
Несмотря на увеличение нормы валовых сбережений, Индия по-прежнему нуждается в иностранных инвестициях для ускорения промышленного развития и обеспечения рабочими местами своего растущего населения — эти проблемы в Нью-Дели считают экзистенциальными. В этом ключе США стали жизненно важным партнером – ни одна другая страна не имеет такого объема свободного капитала, который может удовлетворить индийские «аппетиты».
Экономический интерес стран друг к другу наложился на политические факторы. Поражение Индии в китайско-индийской войне 1962 года стало для Нью-Дели ударом, от которого современная индийская политическая элита так и не смогла оправиться. Быстрое экономическое развитие Китая, усугубленное ускоренным наращиванием военной мощи, усилило алармистские настроения в Индии.
Нью-Дели особенно обеспокоен развитием ВМС Китая. С точки зрения Индии, Пекин хочет обеспечить господство в Индо-Тихоокеанском регионе. В этом контексте сотрудничество с американцами рассматривается индийцами как один из немногих способов нейтрализации угроз своей безопасности.
Индийско-американское стратегическое партнерство — это долгосрочная тенденция, которую никто, в том числе и Россия, не сможет повернуть вспять. Москве необходимо осознать, что индийские политические элиты расширяют контакты с американцами не из-за давления со стороны Вашингтона, а потому, что, по их мнению, сотрудничество с США отвечает их национальным интересам. Попытки убедить их в непонимании своих национальных интересов не только не принесут результата, но и навредят российско-индийским отношениям.
Если такое восприятие станет частью мейнстрима российского политического дискурса, Москве следует ожидать от Нью-Дели аналогичного отношения к своим «отношениям всестороннего партнерства и стратегического взаимодействия новой эпохи» с Пекином.
Россия и Китай — соседи с давней историей двусторонних отношений. Политические элиты Российской Федерации и Китая имеют схожие взгляды на большинство актуальных глобальных и региональных проблем, а экономическое сотрудничество между странами развивается стремительными темпами. При этом «партнерство без союза» не направлено против третьих стран; он рассчитан исключительно на удовлетворение национальных интересов России и Китая.
Стратегический характер отношений, с одной стороны, интуитивно понятен и не нуждается в дополнительных пояснениях. С другой стороны, любое стратегическое партнерство является результатом долгосрочного взаимодействия; она формируется под влиянием уникальных факторов и не может быть сведена к общему знаменателю.
И Россия, и Индия проводят самостоятельную внешнюю политику, исходя из своих национальных интересов. Элиты обеих стран должны будут принять его, если они хотят сохранить тесные связи в будущем.