«Шведский Илон Маск» стремится стать первым в мире, выпустив сталь, не содержащую ископаемых углеводородов
В гонке за «зеленую» сталь без ископаемых, которая произвела бы революцию на рынке и привело к резкому сокращению выбросов, шведская тяжеловесная компания столкнулась с неожиданным соперником, вдохновленным стремительным взлетом Теслы к славе.
Шведский предприниматель Карл Эрик Лагеркранц, который ранее преуспел в Northvolt, крупнейшем в Европе заводе по производству аккумуляторных батарей для электромобилей, объявил о своем последнем проекте — наладить первое в мире производство «зеленой» стали.
Сталелитейный завод на 1500 человек в городе Боден в графстве Норрботтен будет построен с нуля через два года и доставит первую партию стали, не содержащей ископаемое топливо, уже в 2024 году, сообщает национальная телекомпания SVT.
Проект вдохновлен Tesla Илона Маска и имеет базовые инвестиции в размере 25 миллиардов шведских крон (почти 3 миллиарда долларов).
В качестве основателя и председателя правления H2Greensteel Карл Эрик Лагеркранц нанял таких тяжеловесов, как Кристина Стенбек, из инвестиционного гиганта Kinnevik, финансиста Харальда Микс и основателя Spotify Даниэля Эка.
Таким образом, H2Greensteel стала смелым конкурентом компании Hybrit, престижного проекта, принадлежащего и управляемому крупными компаниями в горнодобывающей и энергетической сфере, такими как SSAB, LKAB и Vattenfall, которая также пообещала стать первой в мире, предлагающей сталь, не содержащую ископаемое топливо. Однако, согласно плану, Hybrid должен дать результаты в 2026 году и выйти на полномасштабное производство только через 10-15 лет. Тем не менее, у Hybrit есть несколько козырей: у нее уже есть сталелитейные заводы, электростанции и шахты, в том числе пилотный проект в городе Лулео.
Самый большой козырь H2Greensteel — это бизнес-план и ключевые сотрудники компании Northvolt, которая была основана бывшим директором Tesla Питером Карлссоном и сумела в рекордно короткие сроки построить крупнейший в Европе завод по производству аккумуляторов в городе Шеллефтео.
Карл Эрик Лагеркранц твердо верит в революцию в индустрии: как Spotify сделали с музыкой и как Tesla Илона Маска сделали с автомобилями. По его словам, быть аутсайдером и начинать с нуля может быть преимуществом.
Однако в обоих проектах утверждается, что конкуренция менее важна, а инвестиции дополняют друг друга и укрепляют экологический имидж Швеции.
Гонка за производство стали, не содержащей ископаемого топлива, может способствовать резкому сокращению выбросов в Швеции.
«Если им это удастся, исчезнет 35 миллионов тонн углекислого газа. Это означает, что исчезает вдвое больше, чем от всех автомобилей, грузовиков и самолетов во всей Швеции », — пояснил финансовый репортер SVT Йохан Захриссон Винберг.
Стремление к «зеленой» стали может также дать толчок экономике округа Норрботтен, которая уже давно борется с бегством населения трудоспособного возраста. По данным SVT, оба проекта могут привести к созданию около 10 000 новых рабочих мест в самой северной части Швеции.
«Мы не справимся с этим без въезда людей», — сказала Марита Лундгрен, глава государственной службы занятости Норрботтена.
Металлургическая промышленность Швеции имеет долгую историю, начиная со средневековья. Горнодобывающая промышленность и внешняя торговля проложили путь к интеграции Швеции в основное русло европейской цивилизации, установили новую экономическую структуру и появление более широкого общества в бывшей аграрной стране.