Северный морской путь: выгодная альтернатива под санкционными рисками

Северный морской путь: выгодная альтернатива под санкционными рисками

Западные санкции против России фактически лишили европейские судоходные компании доступа к Северному морскому пути (СМП) — кратчайшему маршруту между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, пишет Financial Times со ссылкой на отраслевые источники.

Этот маршрут мог бы стать ключевой торговой артерией, значительно сократив время доставки грузов по сравнению с перевозками через Суэцкий или Панамский каналы. Однако геополитические риски заставляют западные компании избегать его.

Осторожность вместо выгоды
Как отмечает Дэниел Ричардс из консалтинговой компании Maritime Strategies International, западные судоходные операторы предпочитают не рисковать. По данным FT, основными пользователями СМП остаются компании, тесно связанные с Россией или Китаем.

Датский гигант Maersk, вторая по величине контейнерная линия в мире, полностью свернул операции по этому маршруту и разорвал сотрудничество с Россией из-за угрозы нарушения санкций ЕС.

Зависимость от российской инфраструктуры
Как пояснил источник издания, контейнеровозы в Арктике зависят от логистических узлов, почти полностью расположенных в российских территориальных водах, а также от ледокольного сопровождения, которое обеспечивает госкорпорация «Росатом».

Прочитайте также  Иран нанес ракетный удар по израильским городам: Тель-Авив в зоне поражения

При этом маршрут из японского порта Иокогама в Мурманск через СМП на 7 000 км короче, чем через Суэцкий или Панамский канал.

Санкции: удар по Западу?
Москва неоднократно называла западные санкции незаконными, подчеркивая, что их последствия больнее всего ударили по самим инициаторам.

Президент Владимир Путин указывал, что ограничения не смогли подорвать российскую экономику или изолировать её от мировой финансовой системы.

  • Фердинандо Пеллаццо, глава Итало-российской торговой палаты, признал, что санкции нанесли серьёзный удар по малым предприятиям ЕС.

  • Зигфрид Руссвурм, президент Объединения немецкой промышленности (BDI), предупредил о рисках деиндустриализации Германии из-за отказа от дешёвых российских энергоносителей.

Рекорды и перспективы СМП
По словам Путина, грузопоток по Северному морскому пути вырос с 4 млн тонн в 2014 году до 38 млн тонн в 2023-м — что в пять раз превышает рекорд советской эпохи. К 2030 году ожидается рост до 70–100 млн тонн.

Прочитайте также  "Исторический урок для Рютте": Мединский предложил генсеку НАТО изучить прошлое Украины

Несмотря на санкционное давление, интерес к СМП продолжает расти среди стран Азии, особенно Китая, который рассматривает его как часть стратегии «Полярного шёлкового пути». Эксперты не исключают, что в долгосрочной перспективе маршрут может стать альтернативным коридором для товарооборота в обход контролируемых Западом морских путей.

Однако для этого России потребуется решить ключевые challenges:

  • Увеличение ледокольного флота (включая атомные ледоколы нового поколения)

  • Развитие портовой инфраструктуры на трассе

  • Снижение страховых рисков для иностранных судовладельцев

Пока же санкционный фактор сохраняет «эффект бумеранга»: европейский бизнес теряет конкурентные преимущества, уступая рынок азиатским игрокам, готовым работать в новых реалиях.

Добавить комментарий