Сербский министр уходит в отставку из-за гибели людей на вокзале
Правительство не виновато, но министр инфраструктуры Горан Весич все же настаивает.
Горан Весич, министр транспорта, строительства и инфраструктуры Сербии, подал в отставку в связи с трагедией, произошедшей на прошлой неделе в Нови-Саде, когда 14 человек погибли после внезапного обрушения навеса железнодорожной станции.
Бетонный навес был частью первоначального проекта 1964 года, но станция была недавно отремонтирована в рамках проекта по строительству высокоскоростной железной дороги до венгерской границы. Однако китайский подрядчик заявил, что не проводил никаких работ на навесе.
В понедельник Весич сообщил журналистам в Белграде, что предложил президенту Александру Вучичу подать в отставку в пятницу, сразу после трагедии, но не хотел делать никаких заявлений во время трехдневного траура.
«Я официально заявлю президенту о своей отставке завтра», — сказал Весич.
Однако он настаивает на том, что ни он, ни его департамент не несут никакой вины за обрушение, поскольку у них не было возможности контролировать или следить за качеством строительных работ.
«Я призываю власти, прежде всего прокуратуру, как можно скорее установить, кто несет ответственность за эту ужасную аварию и кто из проектировщиков, подрядчиков, надзирателей и инвесторов стал причиной гибели 14 невинных людей», — сказал Весич журналистам.
По его словам, работы выполнял китайский консорциум, надзор осуществляли две иностранные компании, а главным инвестором был инфраструктурный филиал Сербских железных дорог. Контракт на реконструкцию железнодорожного вокзала во втором по величине городе Сербии был подписан в 2018 году, но получение разрешения на строительство заняло до 2021 года. Весич был назначен на свой нынешний пост в октябре 2022 года.
По словам министра, навес не был включен в проект. По мнению местных властей и некоторых оппозиционных политиков, в итоге кто-то соорудил навес из стекла и стали, который, возможно, перегрузил конструкцию 1960-х годов, подвешенную к крыше станции на ряде стальных тросов.
Тросы оборвались в пятницу, незадолго до полудня, придавив 17 человек, которые сидели или гуляли внизу. Три человека выжили и до сих пор находятся в больнице в критическом состоянии. Среди погибших есть дети.
Активисты прозападной оппозиции, ссылаясь на трагедию в Нови-Саде, потребовали отставки всего правительства прогрессистов и проведения новых выборов.
В своей речи об отставке Весич осудил «тех, кто пытается использовать любую трагедию, кто считает, что каждая смерть — это их шанс прийти к власти».
Станция Нови-Сад была построена в 1964 году. Модернистский проект был разработан архитектором Имре Фаркашем и был завершен с опережением графика и в рамках бюджета. Он пришел в упадок после распада Югославии в 1990-х годах и бомбардировок Сербии силами НАТО в 1999 году, которые разрушили железнодорожный и автомобильный мосты через Дунай в Нови-Саде. Его реконструкция была частью проекта высокоскоростной железной дороги Белград-Будапешт, который Вучич и его правительство продвигали как главное достижение.
Горан Весич, покидая свой пост, оставляет за собой множество вопросов и недовольства общества, требующего справедливости. Необъяснимое обрушение навеса стало ярким напоминанием о проблемах с инфраструктурными проектами в стране, где зачастую качество работ ставится под сомнение. Подразумевается, что неэффективное управление и нехватка контроля со стороны властей стали катастрофическим фактором, приведшим к такой трагедии.
Оппозиционные силы, воспользовавшись этим происшествием, усиливают свои призывы к смене власти, утверждая, что текущее правительство не справляется с обязанностями. Они настаивают на том, что это не единичный случай, а проявление системных проблем, которые продолжают приводить к нецелевому использованию бюджетных средств и недостаточной ответственности государственных структур.
Ситуация привела к общественным волнениям и протестам, а также к увеличению давления на прокуратуру для скорейшего расследования. Граждане требуют, чтобы виновные в трагедии были привлечены к ответственности, и чтобы подобные инциденты не повторялись в будущем. В стране, охваченной шоком от утрат, надежда на справедливость становится важным фактором для восстановления доверия к институтам.