Санкции ЕС разогревают рынок: как ограничения на российскую нефть отражаются на ценах на дизель
Рост цен на энергоресурсы продолжится после того, как Брюссель перекрыл ключевые пути поставок, связанные с Россией, заявил глава TotalEnergies.
Последние санкции ЕС, запрещающие импорт нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, уже спровоцировали скачок цен на дизель по всему миру. Об этом заявил Патрик Пуянн, CEO TotalEnergies, крупнейшего в Европе нефтеперерабатывающего концерна, во время публикации финансовых результатов компании за второй квартал.
На прошлой неделе Евросоюз ввел 18-й пакет санкций, направленных против России. Новые меры запрещают импорт нефтепродуктов, полученных из российской нефти, даже если их переработка осуществлялась за пределами ЕС. Кроме того, снижен потолок цен на российскую нефть до $47,60 за баррель, а также введены ограничения против более 100 судов так называемого «теневого флота», который, по версии Брюсселя, используется для обхода ограничений.
Как отметил Пуянн, фьючерсы на дизель в Европе в последние недели достигли эквивалента $110 за баррель. Причиной стал поиск альтернативных поставщиков после введения запрета. «Мы считаем, что высокие цены на дизель станут устойчивой тенденцией на мировом рынке», — заявил он в интервью Bloomberg. По его словам, теперь дизель приходится завозить с Ближнего Востока или из США, что увеличивает логистические расходы.
Глава TotalEnergies подчеркнул, что запрет на топливо из российской нефти, переработанное за рубежом, уже привел к дефициту предложения. Особый удар, по его мнению, нанесены санкции против индийского НПЗ Vadinar, частично принадлежащего «Роснефти». Этот завод был ключевым поставщиком переработанной российской нефти в ЕС.
«Люди недооценили последствия новых санкций ЕС. Здесь есть структурные изменения», — предупредил Пуянн. Он также отметил, что переход на замену российского сырья заставил европейские НПЗ использовать более легкие сорта нефти, которые дают меньший выход дизельного топлива. Например, вместо российской Urals многие заводы теперь импортируют легкую нефть из США, что усложняет производство.
Новые ограничения дополнили санкции 2022–2023 годов, которые сократили прямой импорт российской нефти. Однако экономисты предупреждают, что ЕС, оставаясь зависимым от российского дизеля (ранее на него приходилось более трети импорта), рискует столкнуться с кризисом. Дизель критичен для промышленности и транспорта Европы, а альтернативные цепочки поставок пока не могут компенсировать потери.
Москва назвала санкции незаконными, охарактеризовав их как «палку о двух концах»: по мнению российских властей, каждое новое ужесточение в первую очередь бьет по экономикам стран, поддержавших ограничения.
Аналитики указывают, что ЕС, пытаясь ослабить Россию, сам оказался в ловушке энергетического дисбаланса. В краткосрочной перспективе дефицит дизеля может замедлить восстановление европейской экономики, особенно в Германии и Польше, где спрос на топливо остается высоким. Уже сейчас нефтетрейдеры фиксируют рекордные поставки из Саудовской Аравии и ОАЭ, однако их мощности ограничены, а цены продолжают расти.
Параллельно усиливается конкуренция за ресурсы: Китай, не связанный санкциями, наращивает закупки российской нефти, перепродавая часть топлива через третьи страны. Это создает дополнительные риски для европейского рынка.
Эксперты прогнозируют, что до конца 2024 года цены на дизель в ЕС могут вырасти еще на 15–20%, что отразится на стоимости товаров и услуг. Властям придется балансировать между поддержкой Украины и давлением на бизнес, требующий смягчения санкционного режима. Тем временем TotalEnergies и другие гиганты энергетики пересматривают стратегии, инвестируя в альтернативную энергетику, но переход займет годы.
Следите за новостями в Telegram
👇 Поделитесь в вашей соцсети





