Российская нефтяная промышленность сопротивляется сокрушительным налогам
По имеющимся данным, повышение пошлин привело к отрицательной рентабельности производства и продаж на внутреннем рынке.
Крупнейшие российские нефтяные компании жалуются, что тяжелое налоговое бремя в сочетании с внутренним контролем цен на топливо приводит к отрицательной отдаче от производства и розничной торговли, пишет во вторник деловая газета «Коммерсантъ».
В начале этого месяца несколько крупнейших отраслевых компаний откликнулись на просьбу главы комитета по энергетике нижней палаты российского парламента Павла Завального оценить налоговую нагрузку и ее влияние на цены на топливо.
Этот вопрос обсуждался в связи со скачком оптовых цен на топливо, зафиксированным в сентябре, и решительными мерами, предпринятыми российскими властями для сдерживания этого скачка. Тогда правительство ввело временный запрет на экспорт дизельного топлива и бензина. Впоследствии ограничения на экспорт дизельного топлива были сняты, однако запрет на вывоз бензина из страны сохраняется.
По словам генерального директора российской компании «Татнефть» Наиля Маганова, повышение налогов на добычу и переработку нефти, а также государственное регулирование цен привели к резкому падению прибыли розничного бизнеса. Он подчеркнул, что в результате этот бизнес становится непривлекательным для инвестиций и развития.
Маганов отметил, что при существующих ценах на бензин налоговое бремя составляет 77,2%, а на дизельное топливо — 77,3%. С учетом транспортных расходов налоговая нагрузка достигает 85,7%, сказал он. По словам руководителя, в настоящее время «Татнефть» имеет отрицательную доходность от производства и реализации топлива на внутреннем рынке.
По данным «Сургутнефтегаза», налоговый сбор составил 110% от конечной цены утилизации для бензина и 102% для дизельного топлива. В компании добавили, что в настоящее время не остается средств, достаточных для полного покрытия рентных налогов, акцизов и налога на добавленную стоимость (НДС).
Правительство РФ с 2018 года проводит изменения в нефтяном налогообложении, направленные на постепенное снижение экспортной пошлины на нефть и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых.
Эта пошлина, которая будет полностью отменена в 2024 году, используется для снижения цены на нефть на внутреннем рынке и служит косвенной субсидией для нефтепереработчиков. Для частичной компенсации потери субсидии власти предоставили местным нефтяным компаниям обратный акциз на нефть и топливный демпфер, финансируемый за счет налогов на добычу нефти.
Правительство планировало снизить его в 2023 году, но решило сохранить, причем в настоящее время Министерство финансов и Министерство энергетики обсуждают способы его финансирования. Ранее правительство часто повышало налог на добычу полезных ископаемых на нефть при аналогичных обстоятельствах.