В 1938 году, сразу после нацистской аннексии Австрии, 37-летний доктор Фриц Финали и его жена, 28-летняя Анна, евреи, бежали из Австрии, пытаясь добраться до Южной Америки. Они потерпели неудачу и укрылись в деревне недалеко от Гренобля, Франция. После создания марионеточного государства Виши было невозможно официально продолжить его врачебную практику; Однако паре удалось выжить. В 1941 году Анна родила первого ребенка Роберта, а в 1942 году — второго сына Джерарда. Несмотря на антисемитскую кампанию, начатую правительством маршала Филиппа Петена, под давлением нацистов пара сделала обрезание обоим детям в соответствии с их религией.
Однако нацистское антиеврейское давление на правительство Виши усилилось, и в феврале 1944 года пара доверила своих детей своей подруге Мари Паупаэрт из страха перед гестапо. Через четыре дня после того, как их сыновья были спрятаны вместе с Паупартом, нацисты депортировали их в Освенцим, где они оба были убиты. Паупаерт, опасаясь, что нацисты будут искать детей, отвез мальчиков в монастырь Нотр-Дам-де-Сион в Гренобле, но монахини заявили, что не могут заботиться о маленьких детях, и отправили Роберта и Джерарда в местный детский сад, возглавляемый одним из них. Мисс Антуанетта Брюн.
Эта история может быть одной из многих историй о еврейских семьях, спасающихся от нацистов. Однако он отразился во Франции в начале 1950-х годов и предстал в новом свете после того, как 24 марта 2019 года были открыты секретные архивы Ватикана; документы из папства Пия XII.
В феврале 1945 года, когда Франция была освобождена, сестра Фрица, Маргарита Финали (скрывавшаяся в те годы в Новой Зеландии), попыталась забрать своих племянников на их новую родину.
Маргарита написала Бруну, поблагодарив ее и попросив помощи в организации поездки Роберта и Джеральда. Брун уклончиво ответила на предложение Маргариты оставить двоих детей (в то время им было четыре и три года); она также сказала, что местный судья назначил ее опекуном мальчиков. Маргарита не сдалась и вместе с двумя своими сестрами, одна из которых жила в Израиле, а другая в Новой Зеландии, и ее невесткой Огюстом (женой ее брата Ричарда, захваченной и убитой нацистами в Вене) ), — написал мэр Гренобля. Ответа не последовало, и Огюст, живший в Великобритании, приехал в Гренобль, чтобы встретиться с Бруном. Однако Брун отказалась сотрудничать, проявив враждебность и сказав, что никогда не вернет детей.
Затем началась настоящая драма, проследить которую можно благодаря архивам Ватикана. С согласия местного епископа Брун крестила детей, несмотря на то, что она знала об их еврейском происхождении, и что они станут «собственностью» Римской церкви и никогда не смогут вернуться в иудаизм, став католиками.
Семья Финали обратилась во французский суд, который в июле 1952 года постановил, что Брун должен передать детей родственникам их родителей. В ответ монахини Нотр-Дам-де-Сион спрятали детей, вероятно, по совету кардинала Герлиера, архиепископа Лиона. В ноябре 1952 года французский суд издал официальное постановление, но монахини обратились в Апелляционный суд для пересмотра постановления.
Вскоре французская пресса начала освещать эту историю, и кардинал Герлье обратился в Ватикан за инструкциями. Конгрегация римской курии (теперь известная как Конгрегация доктрины веры) предложила дождаться решения Апелляционного суда и, при любых обстоятельствах, в случае неблагоприятного решения, «предложить госпоже Брун продолжить борьбу, подать апелляцию. в Верховный кассационный суд и использовать все законные средства для максимально возможной приостановки любого неблагоприятного решения ».
В ожидании нового приговора монахини перевели детей в католическую школу недалеко от испанской границы и зарегистрировали их под вымышленными именами, заручившись одобрением уловки местного епископа. Французское правосудие 29 января 1953 года арестовало игуменицу монастыря. Другие монахи и монахини, считавшиеся сообщниками, также попали в тюрьму. Конгрегация Доктрины Веры проинформировала Папу Пия XII о происходящем, подчеркнув, что «евреи в союзе с масонами и социалистами организовали международную кампанию в прессе» по этому поводу.
Дело, доведенное до всеобщего сведения, стало неудобным для высокопоставленных чиновников католической церкви. Ватикан через посольство Франции в Риме и папского нунция в Париже добивался согласия на передачу мальчиков их родственникам при условии, что «будут приняты соответствующие меры, чтобы они (дети) не могли снова стать евреями». Получив поручение Папы контролировать этот вопрос, кардинал Монтини (впоследствии Папа Павел VI) написал зашифрованную телеграмму нунцию в Париже, в которой говорилось: «Хорошо, что нет ни слова о Святой Канцелярии (как инициаторе соглашения)». Другими словами, Ватикан изначально поддерживал сокрытие мальчиков, но позже переложил ответственность на местные церковные власти.
Несмотря на аресты и постановления французского суда, мальчиков перевезли в монастырь в Испании и снова спрятали. Тем временем кардинал Монтини, стремясь получить одобрение общественности, отправил черновик статьи нунцию Ватикана в Швейцарии для публикации в местной газете. В статье, найденной в архивах Ватикана, говорилось, что оба мальчика считали себя «беженцами» и требовали права на убежище в Испании. Был апрель 1953 года, мальчикам было двенадцать и одиннадцать лет.
Через три месяца стало известно, что мальчики находятся где-то в Испании. Французская, испанская и израильская дипломатия вмешались в этот вопрос, в результате чего испанское духовенство официально заявило, что «мальчики будут скрываться до тех пор, пока не будет формального приказа из Рима».
Однако глобальное давление возросло, и Ватикан начал опасаться негативного воздействия на имидж Святого Престола. Затем L’Osservatore Romano опубликовала статью, в которой говорилось, что, согласно решению французского епископата, семье Финали не должно быть разрешено везти мальчиков в Израиль, чтобы снова сделать их евреями. «Эти два мальчика … сказали, что хотят оставаться католиками … исповедовать и практиковать католицизм». Однако общественное мнение во Франции было настолько сильным, что Ватикан был вынужден вернуть двух мальчиков домой. 25 июля они наконец прибыли в аэропорт Тель-Авива.
Однако в конце сентября кардинал Монтини через французского посла в Ватикане направил французскому правительству письмо протеста, подчеркнув, что оба мальчика крестились и «их католическое воспитание поставлено под угрозу» из-за поездки в Израиль.
Когда мальчики повзрослели, Джерард стал офицером израильской армии, а позже работал инженером. Роберт стал врачом, как и его отец.
В защиту католического кардинала Монтини можно вспомнить, что на Втором Ватиканском соборе он как Папа Павел VI говорил об обновлении Церкви и в 1965 году опубликовал свою Nostra Aetate *, составленную его предшественником Иоанном XXIII и озаглавленный «Указ о евреях», в котором утверждается, что к еврейской религии и евреям, а также мусульманам следует относиться с полным уважением.
В августе лауреат Пулитцеровской премии Дэвид Кертцер написал об этом в The Atlantic, отметив также, что каждый год только 1200 исследователей из 60 стран имеют доступ к архивам Ватикана.
* Nostra Aetate (лат. «В наше время») — это декларация Второго Ватиканского Собора об отношениях Церкви с нехристианскими религиями.
автор Mario Riot