Ракеты Boeing построены неопытными рабочими — NASA
Один случай некачественной сварки отбросил производство на семь месяцев назад, обнаружил генеральный инспектор агентства.
Генеральный инспектор НАСА опубликовал разгромный доклад о ракетном подразделении компании Boeing, в котором говорится, что космический корабль нового поколения отстает от графика на годы, значительно превышает бюджет и строится «неопытными техниками» под руководством неэффективных менеджеров.
Разрабатываемый с 2014 года вариант Block 1B системы Space Launch System НАСА первоначально должен был взлететь в рамках лунной миссии Artemis II в следующем году. Впоследствии дебют ракеты был перенесен на 2028 год, когда состоится высадка на Луну Artemis IV. В четверг Управление генеральных инспекторов НАСА предупредило, что этот срок может быть еще больше отложен.
В этой задержке частично виновата компания Boeing, с которой в 2014 году был заключен контракт на создание мощной верхней части ракеты, говорится в докладе генерального инспектора.
Инспекторы НАСА, посетившие сборочный завод Boeing в Мичуде (штат Луизиана), обнаружили вопиющие «недостатки качества», говорится в отчете. Инспекторы выдали 71 запрос на корректирующие действия для устранения этих недостатков, что, как они отметили, является «большим числом… для системы космического полета на данном этапе разработки».
Эти недостатки «в значительной степени обусловлены отсутствием в Boeing достаточного количества обученных и опытных работников аэрокосмической отрасли», — говорится в отчете, и приводится пример того, как «неопытные техники» компании не смогли сварить топливный бак в соответствии со стандартами НАСА. Эта некачественная сварка напрямую привела к семимесячной задержке в разработке разгонного блока ракеты.
«Процесс устранения недостатков, применяемый Boeing до сих пор, был неэффективным, и компания, как правило, не реагировала на корректирующие действия при повторном возникновении тех же проблем с контролем качества», — говорится в отчете.
Изначально Boeing обещала поставить разгонную ступень к февралю 2021 года, а теперь настаивает, что она будет готова к апрелю 2027 года. За это время стоимость работ резко возросла: по оценкам НАСА, к 2028 году стоимость ступени составит 2,8 миллиарда долларов, что более чем в два раза превышает оценку Boeing от 2017 года в 962 миллиона долларов.
Офис генерального инспектора рекомендовал оштрафовать Boeing за «несоблюдение стандартов контроля качества». Однако заместитель помощника администратора НАСА Кэтрин Кернер объявила в четверг, что компания не будет оштрафована.
Авиационное подразделение Boeing уже переживает кризис после того, как в январе у одного из его самолетов 737 MAX 9 в воздухе оторвалась дверная панель, а в июне компания снова попала в заголовки новостей, когда ее космический корабль Starliner вышел из строя, оставив двух астронавтов на Международной космической станции (МКС). Изначально предполагалось, что астронавты пробудут на МКС неделю, но в среду НАСА объявило, что они могут застрять в космосе до 2025 года, когда корабль Crew Dragon компании SpaceX должен будет высадить новую команду астронавтов.