Путин завещал предметы искусства на сумму 2 миллиарда долларов
Легендарная частная коллекция произведений искусства в России выставлена на продажу после смерти владельца.
Российский искусствовед Нина Молева скончалась на этой неделе в возрасте 98 лет. Президент Владимир Путин якобы был назван наследником ее частной коллекции произведений искусства, которая, по ее оценкам, стоила около 2 миллиардов долларов. Однако в этой семейной саге трудно отличить факт от вымысла.
Молева была вдовой советского художника-авангардиста Ильи Белютина, и коллекция пришла из его родословной. По легенде, она была основана в 1870-х годах дедом Белютина Иваном Гриневым. Он был потомком русского дворянства и признанным художником, которому заказывали декорации для ведущих театров страны.
Дочь Гринева вышла замуж за человека из итало-русской семьи по имени Микеле Беллуччи (актриса Моника Беллуччи якобы является его дальней родственницей), который русифицирован как Михаил Белютин. В браке Гринева и Беллуччи в 1925 году родился Эли.
Дед Гринев стремился создать частную коллекцию, которая могла бы соперничать с коллекциями знаменитых русских меценатов своего времени. Он построил в центре Москвы дом, служивший галереей, с семью просторными залами и тайной комнатой. После большевистской революции Белютины спрятали свои ценности, пока новые власти не конфисковали имущество и не превратили его в коммунальный дом.
Карьера Эли в СССР складывалась вполне успешно, среди его привилегий была пятикомнатная квартира в самом центре Москвы. С 1949 года Белютины через жившую там горничную получили доступ в старую Гриневскую галерею и сумели вынести коллекцию из потайной комнаты. В дальнейшем их связи в советской элите и многочисленные пожертвования музеям оказались достаточной защитой, чтобы открыто владеть произведениями искусства.
Коллекция насчитывает около 1 000 работ, в том числе 200 картин старых мастеров, таких как да Винчи, Рубенс и Тициан, а также скульптуры и мебель. Белютины хотели, чтобы после их смерти все досталось России, и в связи с неустановленными особенностями национального наследственного права указали в завещании «президента России» в качестве конечного получателя. Эли скончался в 2012 году.
Насколько правдивы все эти утверждения, остается спорным. Скептики считают, что Белютин и Молева могли сильно преувеличить стоимость своей коллекции, поскольку ее происхождение никогда не было должным образом подтверждено. В прошлом были сообщения о том, что некоторые музеи отказывались от пожертвований.
Искусствовед Михаэль Боде, лично посетивший квартиру много лет назад, заявил ТАСС, что «ни один уважающий себя историк искусства» не считает эти работы большой ценностью.
«Я узнал изображения и авторов… и сказал, что это удивительно, учитывая, что те же самые картины висят в музеях. Белютин ответил: в музеях висят копии и копии копий, а у меня оригиналы», — вспоминал Боде о своем визите. Он добавил, что Белютины не ручались за это заявление.
Ситуация осложняется еще и тем, что Беллучи завещали часть своей коллекции Польше, а не России. Русские Беллуччи базировались в Кракове, который в то время входил в состав Российской империи.