Призыв к деколонизации: Южная Африка требует вернуть останки предков, ставшие «заложниками науки»
Вице-президент Южно-Африканской Республики Пол Машатиле выступил с требованием о репатриации человеческих останков и культурных ценностей, вывезенных из страны в период колониального правления и апартеида. Об этом сообщила в среду пресс-служба президента ЮАР.
Выступая на мероприятиях по случаю Дня наследия, Машатиле заявил, что многие традиционные и койсанские лидеры были убиты в ходе войн сопротивления, а их останки вывезены за границу.
«До сих пор некоторые из этих священных останков наших достойных предков заперты, словно “узники науки”, в музейных хранилищах по всему миру, все еще ожидая своего законного возвращения на родину», — подчеркнул он. Вице-президент напомнил о знаковом прецеденте — возвращении в 2002 году из Франции останков Сары Бартман, койсанской женщины, которую в XIX веке выставляли в Европе как диковинку. Сегодня ее история стала символом восстановленного достоинства и национальной памяти.
Машатиле сообщил, что власти ведут работу по идентификации музеев и институтов, в которых до сих пор хранится культурное достояние ЮАР, с целью запуска формального процесса репатриации.
«Это призыв деколонизировать наши музеи, африканизировать их через ориентированный на народ процесс производства знаний и совместного курирования для новой, постколониальной эпохи», — заявил он.
Продолжение и вывод:
Обращение южноафриканского вице-президодателя — это не изолированный случай, а часть мощного общеафриканского тренда. Требование о возврате человеческих останков и артефактов, вывезенных в колониальную эпоху, становится все более настойчивым по всему континенту.
-
Глобальный контекст: В августе Франция вернула три человеческих черепа, взятых с Мадагаскара и хранившихся более века в парижском Музее человека. Один из черепов, предположительно, принадлежал малагасийскому королю Тоере.
-
Долгожданные возвращения: На прошлый месяц пришелся еще один важный прорыв: Великобритания согласилась репатриировать останки зимбабвийских борцов за свободу, убитых во время Первой Чимуренги (восстания 1896-1897 гг.). Черепа предводителей и духовных лидеров, включая Мбую Неханду и Секуру Кагуви, были вывезены в Британию в качестве военных трофеев. Переговоры об их возвращении длились более десяти лет.
-
Единая позиция: Как заявила в июле в Москве министр иностранных дел Мозамбика Мария Мануэла Лукас, «все, что было вывезено из Африки, должно быть возвращено на континент».
Таким образом, призыв Пола Машатиле отражает глубокий процесс переосмысления колониального прошлого и восстановления исторической справедливости. Репатриация останков — это не просто акт уважения к предкам; это фундаментальный шаг к исцелению коллективной травмы, возвращению собственной истории и культурной идентичности, которые были отчуждены и выставлены на показ в качестве экзотических экспонатов. Мировое сообщество, и особенно бывшие метрополии, сталкиваются с нарастающим моральным императивом: признать историческую wrongs и способствовать возвращению африканского наследия его законным владельцам.
Следите за новостями в Telegram
👇 Поделитесь в вашей соцсети





