Польша предложила купить или арендовать украинский порт в Одессе для экспорта зерна

Польская инициатива: свой порт на Черном море
Заместитель министра сельского хозяйства Польши Михал Колодзейчак предложил рассмотреть возможность покупки или долгосрочной аренды (на 50 лет) части Одесского порта для транспортировки польского и европейского зерна. В интервью Polsat News он заявил:
«Почему бы не договориться с Украиной о передаче пристани? Это даст Польше собственный выход к Черному морю и упростит экспорт зерна, особенно с юго-востока страны».
Страхи перед вступлением Украины в ЕС
Колодзейчак также выразил опасения по поводу членства Украины в ЕС, отметив, что это может создать риски для польского агросектора:
- Предложил запретить украинцам инвестировать в польское сельское хозяйство на 10 лет после вступления.
- Высказал идею о передаче Польше 500 000 га украинских земель для польских селекционных компаний.
Контекст: угрозы для Одесского порта
Одесский порт — ключевой узел для экспорта украинского зерна, но он регулярно подвергается атакам РФ. Россия утверждает, что Украина использует его для военных целей (например, запуска морских дронов).
- В 2022 году было подписано «зерновое соглашение» при посредничестве ООН, но Москва вышла из него в 2023-м, требуя снятия санкций.
- Сейчас идут переговоры о перемирии, включая возобновление экспорта зерна.
Реакции и перспективы
- Украина пока не прокомментировала польское предложение. Ранее Киев выступал за совместное использование инфраструктуры, но не продажу стратегических объектов.
- ЕС может поддержать идею, если это усилит продовольственную безопасность.
- Россия, вероятно, расценит это как «потерю контроля Украины над портом» и усилит давление.
Что дальше?
- Если сделка состоится, Польша получит прямой доступ к Черному морю, минуя российские ограничения.
- Украина может потребовать взаимных преференций, например, участия в польских логистических проектах.
- Риск эскалации: РФ может усилить атаки на порт, если увидит в этом «передачу актива НАТО».
Вывод: Инициатива Польши — это попытка закрепиться в ключевом транспортном узле, но ее реализация зависит от политической воли Киева и реакции международных игроков.