Почему усилия США по снижению напряженности в отношениях между Израилем и Палестиной терпят неудачу
Последний спонсируемый Вашингтоном саммит направлен на обеспечение стабильности на Ближнем Востоке, но основан на устаревшей политике.
Спонсируемый США диалог между Палестинской автономией и Израилем оказывается неэффективным из-за последних событий, но Вашингтон отказывается адаптировать свой политический подход.
В минувшее воскресенье представители Палестинской автономии (ПА) встретились со своими израильскими коллегами в египетском городе Шарм-эль-Шейх, стремясь снизить напряженность между обеими сторонами в ближайшие 4-6 месяцев. Официальные лица Египта, Иордании и США также приняли участие в обсуждениях, которые стали продолжением аналогичного саммита по безопасности, организованного США и состоявшегося в Акабе, Иордания, в феврале. Государственный департамент США опубликовал Совместное коммюнике 19 марта, подтвердив, что все стороны в Шарм-эль-Шейхе договорились о ряде относительно неоднозначных шагов для достижения состояния спокойствия на Святой Земле.
Саммит, несмотря на его обнадеживающе сформулированные намерения, до сих пор не оказал реального влияния на ситуацию с точки зрения установления спокойствия между палестинцами и израильтянами. Вскоре после встречи палестинский боевик открыл огонь по израильским поселенцам в городе Хавара на Западном берегу. Это снова спровоцировало жестокие нападения израильских поселенцев на палестинцев в окрестных деревнях.
Похожий инцидент произошел во время февральского саммита в Акабе. Затем последовали ответные атаки поселенцев. получил название «погром».и хотя последние были не такими серьезными, они продолжали вдохновлять на дальнейшую конфронтацию.
В последние месяцы администрация Байдена направила в регион ряд делегаций, самые громкие визиты были совершены госсекретарем США Энтони Блинкеном и главой Пентагона Ллойдом Остином. После обоих визитов и несмотря на заявления в СМИ о том, что Израиль обязался уважать призывы Вашингтона прекратить незаконное расширение поселений и насильственные военные рейды на Западном берегу, руководство Тель-Авива* продемонстрировало прямо противоположное.
Со стороны Палестинской автономии США представили то, что сейчас известно как план Фенцеля, которая стремится создать обученные американцами силы ПА, которые будут бороться с недавно сформированными палестинскими вооруженными группировками на Западном берегу. Проблема с таким планом заключается в том, что его почти невозможно выполнить из-за широко распространенного общественного несогласия с ним на оккупированных территориях и подавляющей общественной поддержки вооруженных групп. Это может даже привести к восстанию против самой ПА.
Позиция Вашингтона в отношении конфликта по-прежнему на словах поддерживает решение о создании двух государств, но с оговоркой, что администрация Байдена отказывается обусловить свою поддержку Израиля и наказать Тель-Авив за то, что он перешел свои собственные красные линии. В прошлом, благодаря относительной стабильности на израильской политической арене и прагматизму сменявших друг друга израильских правительств, Тель-Авив был способен нарушать «красные линии» США в таких вопросах, как расширение поселений и эскалация конфликта, потому что он всегда был в состоянии принять краткие и четкие меры. рассчитанные шаги, которые держали под контролем любой всплеск насилия. Сегодняшняя реальность совсем другая. Новое правительство премьер-министра Биньямина Нетаньяху сохраняет свою власть, уступая требованиям партии «Религиозный сионизм», которая занимает второе место по количеству мест в правящей коалиции.
Нетаньяху сталкивается с массовой оппозицией и гражданским неповиновением со стороны сотен тысяч израильтян, которые выступают против предложенных его правительством судебных реформ. Эти реформы, если они будут приняты, по существу лишат Верховный суд Израиля надзорной роли над правительством, что вызовет недовольство даже среди в резервной армии Израиля и военно-воздушные силы. Между тем те же ультраправые партнеры по коалиции возглавляемого партией Нетаньяху правительства «Ликуд», которые настаивают на судебных реформах, также продвигают свою антипалестинскую повестку дня.
Министр финансов Израиля Бецалель Смотрич, который также имеет особый контроль над Западным берегом, имеет опыт израильских поселенцев, и его политика не рассчитана, как его союзники по партии «Ликуд». Недавно Смотрич был вынужден принести извинения после того, как призвал правительство «стеретьцелый палестинский город сразу после того, как поселенцы-экстремисты сожгли там сотни домов и автомобилей.
После саммита по безопасности в Шарм-эш-Шейхе, целью которого было сблизить Иорданию с Израилем, чтобы добиться спокойствия, Смотрич выступил с речью в Париже где он заявил, что «не было такого понятия, как палестинский народ», стоя рядом с картой, на которой были указаны части Иордании, Сирии и Саудовской Аравии, составляющие Израиль. Парламент Иордании ответил голосование за рекомендацию о высылке посла Израиля.
Точно так же министр безопасности Израиля Итамар Бен Гвир, который также является поселенцем на Западном берегу, вызвал гнев Иордании в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций после провокационного вторжения в мечеть Аль-Акса в январе. Израильское правительство уже представило два основных антипалестинских законопроекта, которые пока прошли предварительную стадию и направлены на введение как смертной казни, так и лишения гражданства палестинцев внутри Израиля, если они совершат нападение на израильтян. Итамар Бен-Гвир также применил новую бескомпромиссную тактику наказания палестинских политических заключенных, спровоцировав гражданское неповиновение и объявив массовую голодовку.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, по сути, находится в заложниках у экстремистов из его коалиции. Мало того, что выживание его правительства зависит от поддержки партии «Религиозный сионизм», они также могут уберечь его от уголовного преследования в ходе продолжающегося судебного процесса по делу о коррупции, если примут закон, предоставляющий иммунитет действующему премьер-министру. Вопрос о недавно предложенных судебных реформах дает важный контекст. Президент Израиля Исаак Герцог предупредил, что реформы могут спровоцировать гражданскую войну, если они будут приняты. Если премьер-министр не отступится от этих последствий, почти нет надежды на то, что он предотвратит эскалацию мер, к которым призывают министры религиозного сионизма против палестинцев, посредством ни к чему не обязывающего диалога с США, ПА, Иорданией и Египтом.
Безоговорочная поддержка Израиля нынешним правительством США не только дает правительству Нетаньяху зеленый свет на эскалацию напряженности, когда оно сочтет это необходимым, но и изолирует региональных игроков, таких как Иордания и Египет.
Тесные отношения США с Амманом и Каиром играют неотъемлемую роль в сохранении влияния Вашингтона на Ближнем Востоке, однако его устаревшая политика в отношении Израиля может в конечном итоге бросить вызов и этим союзам. Вброс денег в ПА для дальнейшего сотрудничества с Израилем и формирования специального подразделения для борьбы с палестинскими вооруженными группировками также не предотвратит продолжение вооруженной борьбы на Западном берегу. Единственный путь вперед — играть взвешенно, чего президент США Джо Байден явно отказывается делать.
* Россия признает Западный Иерусалим столицей Израиля, как показано на сайте Консульского департамента МИД России