Почему попытки Байдена создать единый фронт с ЕС против Китая — довольно серьезный вызов
Хотя администрация Байдена пытается убедить ЕС в приверженности Вашингтона трансатлантическим ценностям, взаимное недоверие и разногласия по-прежнему сохраняются, подрывая идею Белого дома о формировании единого фронта против Китая, говорят международные наблюдатели.
США и ЕС объявили во вторник, что они урегулировали 17-летний спор по поводу субсидирования самолетов с участием Boeing и Airbus. Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен похвалила этот шаг, подчеркнув, что он открыл новую главу в отношениях между США и ЕС, поскольку Вашингтон и Брюссель перешли «от тяжбы к сотрудничеству».
Однако администрация Байдена видит еще одно измерение в историческом решении: по словам торгового представителя США Кэтрин Тай, союзники наконец объединились против «общей угрозы» — Китая. Она подчеркнула, что США и ЕС будут сотрудничать, «чтобы оспаривать и противодействовать нерыночной практике Китая в этом секторе конкретными способами, которые отражают наши стандарты добросовестной конкуренции».
Лидеры G7 не придерживаются единодушной позиции по Китаю
Идея противостоять «вызову», брошенному подъемом Китая, неоднократно высказывалась во время первого европейского турне Джо Байдена. Однако, по словам Дэвида Херна, экономиста и исследователя из Бирмингемского городского университета, в то время как руководство G7 и НАТО, похоже, достигли консенсуса в отношении необходимости общего подхода к Пекину, Вашингтон и европейские игроки имеют разные экономические интересы в Китае.
«Там, где США рассматривают Китай как геополитического и экономического соперника, для многих в ЕС, особенно Германии, Китай является чрезвычайно ценным источником экспортных доходов», — говорит Хирн. «В конечном итоге Китай уже является экономической сверхдержавой, и в интересах всех, чтобы китайский народ продолжал идти по пути к большему процветанию».
Германия действительно кажется препятствием для создания потенциального анти-пекинского фронта, поскольку она «очень сильно зависит от своих теперь очень крупных двусторонних торговых отношений с Китаем», — предполагает Марк Оствальд, глобальный стратег ADM Investor Services, добавляя, что Берлин неоднократно из-за этого оказалась «изолированной в ЕС».
«Он слишком часто сопротивлялся любым попыткам Франции и других стран ЕС, а также Великобритании занять более жесткую позицию по отношению как к Китаю, так и к России, потому что он всегда имеет тенденцию отступать к меркантилистской позиции, по крайней мере, в период после Второй мировой войны, » он говорит.
Таким образом, Берлин почти два года противостоял призывам Вашингтона противостоять китайскому телекоммуникационному гиганту Huawei. Наконец, в апреле 2021 года немецкие законодатели приняли Закон об ИТ-безопасности 2.0, новое правило, которое ограничивает роль «ненадежных» поставщиков технологий 5G, приближая страну к Франции, Великобритании и другим европейским странам, сообщает Politico. . Тем не менее, закон не выделяет Huawei и не запрещает китайскому производителю полностью использовать немецкие сети 5G.
Между тем, в декабре 2020 года Берлин поддержал решение ЕС подписать Всеобъемлющее соглашение об инвестициях (CAI), направленное на ослабление торговых барьеров для европейского и китайского бизнеса. Хотя в конце мая Европейский парламент проголосовал за приостановление ратификации инвестиционного соглашения между ЕС и Китаем, сделка еще не мертва.
Со своей стороны, Италия также поддерживает тесные связи с Китаем и даже стала первой страной G7, которая официально стала членом возглавляемой Пекином инициативы « Один пояс, один путь » (BRI) 23 марта 2019 года.
«Несмотря на то [Italian Prime Minister Mario] Драги явно отдаляет Италию довольно далеко от попыток предыдущего режима привлечь больше инвестиций в один пояс, что делает вероятность того, что ЕС действительно создаст единый фронт против Китая, представляет собой довольно серьезный вызов », — предполагает Оствальд.
Кроме того, по его словам, отсутствие сплоченности Европы во многих областях, начиная с Брексита и заканчивая размолвками по поводу развертывания вакцины, представляет собой «самое большое препятствие».
«Добавьте сюда тот факт, что в следующем году как в Германии, так и во Франции пройдут довольно неопределенные выборы, и, более чем вероятно, в Италии — и шансы на то, что ЕС действительно займет твердую позицию, выглядят под вопросом», — считает он.
США и ЕС потребуется время, чтобы восстановить взаимное доверие
Между тем не все безоблачно в отношениях между США и ЕС. Хотя давний спор о субсидиях для Boeing и Airbus приведет к постепенному снижению карательных тарифов на миллиарды долларов и улучшению трансатлантических отношений, ряд других разногласий между США и ЕС все еще остается нерешенным.
«Между Соединенными Штатами и Европой остаются серьезные серьезные торговые проблемы, не все, но многие из них, созданные президентом Трампом», — говорит Томас Пруса, профессор экономики в Университете Рутгерса. «Существует серьезное расхождение во мнениях относительно тарифов на сталь, которые президент Байден не отменил, и это привело к встречным тарифам со стороны Европейского Союза».
Продолжающиеся торговые трения между ЕС и США не только препятствуют попыткам Вашингтона создать антикитайский альянс, но и разделяют НАТО, подчеркивает Кевин Дауд, профессор финансов и экономики бизнес-школы Даремского университета в Великобритании.
Налоги на импорт, которые предшественник Байдена наложил на европейскую сталь и алюминий три года назад, остались в силе. 1 марта 2018 года Дональд Трамп сообщил о своем намерении ввести 25-процентный тариф на сталь и 10-процентный тариф на импорт алюминия в соответствии с разделом 232 Закона о расширении торговли 1962 года. Этот шаг нанес ущерб как европейским производителям, так и американским компаниям и побудил ЕС принять ответные меры, повысив тарифы на такие культовые товары, произведенные в США, как мотоциклы, виски из бурбона, арахисовое масло и джинсы.
Хотя фон дер Ляйен предположил, что сделка по мерам, связанным со сталью и алюминием, может быть достигнута к концу 2021 года, ситуация продолжает портить отношения между союзниками.
Не исключено, что «ЕС будет использовать тарифную проблему, чтобы попытаться найти решение и заставить США занять менее жесткую позицию по отношению к Китаю», по словам Стюарта Малауэра, выдающегося профессора права и международной торговли в George Мейсонский университет.
«ЕС может попытаться использовать ситуацию в качестве разменной монеты», — предполагает он.
На этом разногласия внутри трансатлантического блока не заканчиваются. Глобальный минимальный корпоративный налог Байдена в размере не менее 15 процентов может вызвать дальнейшее сопротивление со стороны некоторых европейских государств, в первую очередь Ирландии и Венгрии, которые известны своими низкими ставками 12,5 и 9 процентов соответственно. Ирландия известна своим основным конкурентным преимуществом благодаря более низкому налоговому режиму.
Со своей стороны, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил на бизнес-конференции 9 июня, что он считает «абсурдным» то, что любая всемирная организация может отстаивать свое право указывать, какие налоги страна может взимать, а какие нет, добавив, что Венгрия «не налоговая гавань».
Учитывая все вышесказанное, вряд ли следует ожидать какого-либо прогресса в отношении Китая, «пока не станет ясно, что Соединенные Штаты и Европа могут решить весь более широкий набор существующих торговых проблем», — говорит Пруса.
«И второй вопрос: то, что произошло при президенте Трампе, действительно повлияло на авторитет США в Европе», — подчеркивает экономист. «Будет сложно убедить Европу в том, что теперь у них есть надежный партнер в лице Соединенных Штатов. И это также повлияет на способность объединиться против Китая».