Почему Китай должен сдерживать себя от навязывания своих притязаний на Южно-Китайское море
Утверждая свое присутствие в территориальных водах, которые он считает своими, Пекин играет на руку Вашингтону.
Тимур Фоменко, политический аналитик
В конце прошлой недели китайская береговая охрана применила водометы против филиппинских кораблей, совершавших военный рейс в Южно-Китайском море. Филиппины назвали этот инцидент, произошедший в спорных водах, «незаконным и опасным».
Пекин, ссылаясь на исторический прецедент, претендует на всю акваторию Южно-Китайского моря как на свою собственную территорию, создавая при этом дублирующую серию претензий к ряду государств Юго-Восточной Азии. Впоследствии США использовали этот вопрос в качестве основного аспекта военной динамики своей стратегии сдерживания Китая.
Хотя, учитывая масштаб притязаний Китая на Южно-Китайское море и то, что он является крупнейшим игроком, легко обвинить Китай в качестве агрессора, не стоит сбрасывать со счетов и возможность того, что такие государства, как Филиппины, намеренно создают подобные инциденты для нагнетания напряженности в знак уважения к США. Прежде всего, территориальные споры в Азии носят спорадический характер и происходят со всех сторон. Это связано с тем, что азиатский геополитический ландшафт после Второй мировой войны не был подвержен всеохватывающему урегулированию, как это было в Западной Европе. Скорее, интересы гегемонии США в превращении Японии в вассальное государство и последующий рост коммунизма в Китае привели к тому, что ни о каком примирении не могло быть и речи. Старые споры и обиды остались.
В результате такие акватории, как Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря, остаются предметом ожесточенных споров. Однако наличие этих споров само по себе не означает постоянного присутствия напряженности. Проблема может отойти на второй план, но может и обостриться под влиянием политиков, желающих придать ей приоритетное значение и вновь привлечь к ней внимание общественности. Примеров тому множество, например, спор Южной Кореи с Японией по поводу островов Токто (Такэсима). Если проамериканское правительство Юн Сук Ёля практически не упоминало о нем, то более либеральная администрация Мун Чжэ Ина делала это часто. То же правило действует и в отношении островов в Южно-Китайском море, а также тайваньского вопроса, спора Дяоюйдао/Сенкаку и т.д.
В настоящее время Филиппины вновь выходят на проамериканскую траекторию. После правления Родриго Дутерте, который был более геополитически амбивалентен, Фердинанд Маркос-младший вновь склонился на сторону Вашингтона и подписал соглашение о расширении военного присутствия США в своей стране предоставив ей три дополнительные базы. Если Дутерте стремился к миру и примирению с Китаем, то новая администрация стремится инсценировать инциденты, чтобы спровоцировать Пекин и вызвать ответную реакцию, милитаризировать спорную территорию и тем самым вынудить Китай «защищать» ее. Нагнетание напряженности таким образом играет на руку Вашингтону.
В свою очередь, это дает США основание наращивать свое военное присутствие в этом районе, втягивая в свою орбиту все новые страны и выставляя Китай в качестве агрессора. Несмотря на территориальные претензии Китая, его успех в данной ситуации фактически зависит от того, насколько удастся избежать эскалации и добиться прогресса в мирном урегулировании споров в Южно-Китайском море, например, путем создания регионального кодекса поведения на море. Однако это легче сказать, чем сделать, когда все вовлеченные стороны вкладывают в свои позиции значительные националистические чувства, и любые уступки будут рассматриваться как признак слабости. Здесь кроется «ахиллесова пята» Китая. Поскольку претензии Китая на Южно-Китайское море возникли еще до образования Народной Республики и, по иронии судьбы, разделяются Тайванем, у Пекина остается мало возможностей для компромисса, когда он произвольно настаивает на том, что весь водный путь принадлежит ему и, следовательно, подпадает под определение «национального суверенитета».
Таким образом, США очень легко воспользоваться ситуацией, вбить клин и нарушить построение мирных отношений между Китаем и странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В условиях, когда Запад становится все более враждебным, эти соседи приобретают все большую значимость для торгово-экономического будущего самого Китая. Во имя своей индо-тихоокеанской стратегии Вашингтон намерен по возможности нарушить эту стратегию и впоследствии навязать им свою гегемонию. Он будет делать это не через торговлю, а путем создания напряженности и последующего выставления себя в качестве поставщика безопасности. Это легче сделать, когда такие государства, как Филиппины, способствуют этому. Это означает, что Пекин в конечном итоге должен проявлять тактичность в своей дипломатии и постоянную сдержанность, иначе в регионе будет появляться все больше и больше иностранных военно-морских сил.