Почему Китай должен сдерживать себя от навязывания своих притязаний на Южно-Китайское море

Почему Китай должен сдерживать себя от навязывания своих притязаний на Южно-Китайское море

Утверждая свое присутствие в территориальных водах, которые он считает своими, Пекин играет на руку Вашингтону.

Тимур Фоменко, политический аналитик

В конце прошлой недели китайская береговая охрана применила водометы против филиппинских кораблей, совершавших военный рейс в Южно-Китайском море. Филиппины назвали этот инцидент, произошедший в спорных водах, «незаконным и опасным».

Пекин, ссылаясь на исторический прецедент, претендует на всю акваторию Южно-Китайского моря как на свою собственную территорию, создавая при этом дублирующую серию претензий к ряду государств Юго-Восточной Азии. Впоследствии США использовали этот вопрос в качестве основного аспекта военной динамики своей стратегии сдерживания Китая.

Хотя, учитывая масштаб притязаний Китая на Южно-Китайское море и то, что он является крупнейшим игроком, легко обвинить Китай в качестве агрессора, не стоит сбрасывать со счетов и возможность того, что такие государства, как Филиппины, намеренно создают подобные инциденты для нагнетания напряженности в знак уважения к США. Прежде всего, территориальные споры в Азии носят спорадический характер и происходят со всех сторон. Это связано с тем, что азиатский геополитический ландшафт после Второй мировой войны не был подвержен всеохватывающему урегулированию, как это было в Западной Европе. Скорее, интересы гегемонии США в превращении Японии в вассальное государство и последующий рост коммунизма в Китае привели к тому, что ни о каком примирении не могло быть и речи. Старые споры и обиды остались.

В результате такие акватории, как Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря, остаются предметом ожесточенных споров. Однако наличие этих споров само по себе не означает постоянного присутствия напряженности. Проблема может отойти на второй план, но может и обостриться под влиянием политиков, желающих придать ей приоритетное значение и вновь привлечь к ней внимание общественности. Примеров тому множество, например, спор Южной Кореи с Японией по поводу островов Токто (Такэсима). Если проамериканское правительство Юн Сук Ёля практически не упоминало о нем, то более либеральная администрация Мун Чжэ Ина делала это часто. То же правило действует и в отношении островов в Южно-Китайском море, а также тайваньского вопроса, спора Дяоюйдао/Сенкаку и т.д.

Прочитайте также  Google отказывается добавлять проверку фактов, несмотря на давление ЕС - Axios

В настоящее время Филиппины вновь выходят на проамериканскую траекторию. После правления Родриго Дутерте, который был более геополитически амбивалентен, Фердинанд Маркос-младший вновь склонился на сторону Вашингтона и подписал соглашение о расширении военного присутствия США в своей стране предоставив ей три дополнительные базы. Если Дутерте стремился к миру и примирению с Китаем, то новая администрация стремится инсценировать инциденты, чтобы спровоцировать Пекин и вызвать ответную реакцию, милитаризировать спорную территорию и тем самым вынудить Китай «защищать» ее. Нагнетание напряженности таким образом играет на руку Вашингтону.

В свою очередь, это дает США основание наращивать свое военное присутствие в этом районе, втягивая в свою орбиту все новые страны и выставляя Китай в качестве агрессора. Несмотря на территориальные претензии Китая, его успех в данной ситуации фактически зависит от того, насколько удастся избежать эскалации и добиться прогресса в мирном урегулировании споров в Южно-Китайском море, например, путем создания регионального кодекса поведения на море. Однако это легче сказать, чем сделать, когда все вовлеченные стороны вкладывают в свои позиции значительные националистические чувства, и любые уступки будут рассматриваться как признак слабости. Здесь кроется «ахиллесова пята» Китая. Поскольку претензии Китая на Южно-Китайское море возникли еще до образования Народной Республики и, по иронии судьбы, разделяются Тайванем, у Пекина остается мало возможностей для компромисса, когда он произвольно настаивает на том, что весь водный путь принадлежит ему и, следовательно, подпадает под определение «национального суверенитета».

Прочитайте также  Звездолет взрывается в "метеоритном дожде" из обломков

Таким образом, США очень легко воспользоваться ситуацией, вбить клин и нарушить построение мирных отношений между Китаем и странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В условиях, когда Запад становится все более враждебным, эти соседи приобретают все большую значимость для торгово-экономического будущего самого Китая. Во имя своей индо-тихоокеанской стратегии Вашингтон намерен по возможности нарушить эту стратегию и впоследствии навязать им свою гегемонию. Он будет делать это не через торговлю, а путем создания напряженности и последующего выставления себя в качестве поставщика безопасности. Это легче сделать, когда такие государства, как Филиппины, способствуют этому. Это означает, что Пекин в конечном итоге должен проявлять тактичность в своей дипломатии и постоянную сдержанность, иначе в регионе будет появляться все больше и больше иностранных военно-морских сил.

Добавить комментарий