Почему Алексей Балабанов — один из самых выдающихся кинорежиссёров современной России

Сегодня знаменитому российскому режиссеру Алексею Балабанову исполнилось бы 65 лет. За свою карьеру Балабанов снял 14 полнометражных фильмов, среди которых невероятно успешные «Брат», «Брат 2» и «Любовник мертвеца», скандальные «Чудаки и люди» и «Груз 200», а также абсурдистские ленты «Замок» и «Счастливые дни». Его творческая карьера длилась 21 год, но Алексей Балабанов оставил после себя огромное культурное наследие и сегодня считается одним из самых выдающихся режиссеров в современной российской истории.
Новая страна, новый художник
В 1991 году распад Советского Союза и переход к рыночной экономике затронули практически все сферы жизни России. Кино не стало исключением, и за короткий срок киноиндустрия перешла на коммерческие стандарты. Советским и российским кинематографистам пришлось смириться с тем, что фильм должен окупать свой бюджет. Конечно, фильмы 90-х не всегда снимались с учетом рыночных принципов — в те годы процветала организованная преступность, и многие банды отмывали деньги через киноиндустрию. По сути, зритель никогда не понимал, является ли его фильм искренним творчеством или очередным поспешным проектом, выгодным криминальным структурам.
В такие сложные и нестабильные времена кинематографистам приходилось искать баланс между своими творческими амбициями и «закулисной» криминальной средой, которую они не могли игнорировать. То же самое касалось и молодых режиссеров, которые только начинали свою карьеру.
В 1991 году — в тот самый год, когда распался СССР, — молодой режиссер Алексей Балабанов выпустил свой первый полнометражный фильм «Счастливые дни». Это была экранизация нескольких рассказов великого ирландского драматурга Сэмюэла Беккета, которые Балабанов объединил в один фильм и сюжетную линию. По сути, выбрав Беккета в качестве источника и вдохновения для своего дебютного фильма, Балабанов задал общее направление для своего дальнейшего творчества. Беккет считается одним из основателей «театра абсурда», и в той или иной мере почти все последующие фильмы Балабанова затрагивали эту тему.
Речь идет об индивидуальном стиле режиссера, которым славился Балабанов. Но у каждого режиссера есть и свой творческий и идеологический стиль. И последнее стало для Алексея Балабанова одновременно и благословением, и проклятием.
Любовь, ненависть и национальное признание
Фильмы Алексея Балабанова всегда вызывали споры. И споры эти обычно разворачиваются вокруг политических аспектов его творчества.
В 1994 году режиссер снял экранизацию романа Франца Кафки «Замок», очевидно, подтвердив свою приверженность жанру абсурдизма. Но его третий фильм, «Брат», оказался совсем другим. Кажется, что Балабанов предал свои принципы — он написал оригинальный сценарий, а события разворачивались в современности. Фильм «Брат» популярен по сей день и считается одним из лучших фильмов постперестроечного периода.
«Брат» — это история демобилизованного солдата Данилы Багрова, который возвращается в родной город. Устав от однообразного провинциального образа жизни, он отправляется в Санкт-Петербург, где живет его старший брат. Мать говорит ему, что брат сделал успешную карьеру и будет ему помогать. Но реальность оказывается удручающей — старший брат зарабатывает на жизнь киллером. У него много денег, но Данила не может принять моральную сторону «работы» брата.
Фильм мгновенно стал хитом у зрителей и на кинофестивалях. Он получил Гран-при на кинофестивале «Кинотавр», и фильм стали цитировать. Зрители любят фильм и по сей день, а многие фразы из него стали такими же популярными, как крылатые фразы из легендарных советских фильмов.
После выхода «Брата» Балабанов заработал репутацию талантливого, оригинального и весьма противоречивого режиссера. Несмотря на награды и популярность фильма, он также был раскритикован многими людьми. Полемика вокруг фильмов Балабанова всегда была сосредоточена вокруг идеологического аспекта — никто не ставил под сомнение талант и мастерство режиссера, но его творческие высказывания порождали моральные, идеологические и даже политические конфликты.
Фильм обвинили в расизме, национализме и шовинизме. Великий советский режиссер Алексей Герман даже произнес по этому поводу страшное слово «фашизм». СМИ обвинили Балабанова в выражении расистских идей, что было неслыханно для российского кино. В результате некоторые журналисты и критики назвали картину позором. В то же время фильм полюбился зрителям, получил главные российские кинопремии и в итоге стал классикой.
Через год Балабанов выпустил фильм «Про уродов и людей». На этот раз действие разворачивается в начале XX века — в первые годы существования кинематографа. Однако это был рассказ не об истории кино, а о том, как внутри кинематографа зародился жанр эротики и порнографии и как подпольная эротическая фотостудия превратилась в настоящую порностудию. Балабанов снова подвергся критике — на этот раз за декаданс, разврат, пропаганду садомазохизма и так далее.
А потом режиссер снял фильм «Брат-2», где герой Виктора Сухорукова убивает члена украинской мафии в США со словами: «Вы, ублюдки, ответите за Севастополь». Фильм вышел на экраны в 2000 году, и уже тогда Балабанов понял, что проблема России и Украины — это не просто спор за украденный газ. Он видел, что проблема гораздо глубже. Такие фразы, как «Сила в правде» и «Скоро вашей Америке придет конец», взяты из «Брата-2». Балабанов превратил продолжение «Брата» в боевик, в котором Данила Багров отправляется в США, чтобы спасти своего друга. И он снова попал в точку. Но и на этот раз на него обрушилась лавина политических обвинений. Как ни странно, мнения противоречили друг другу — одни обвиняли фильм в русофобии, другие говорили об империализме и ксенофобии. Дискуссии вокруг «Брата 2» напоминали споры в сумасшедшем доме.
Два года спустя Балабанов вновь затронул больное место фильмом «Война», повествующим о вооруженном конфликте в Чечне в 1990-е годы. На этот раз репутация режиссера сработала против него. Балабанов подошел к сложной теме очень этично и уважительно, но поток противоречивых эмоций, который она вызвала, казался бесконечным и неостановимым.
Скандалы и политика
Два фильма Балабанова — «Камень мертвеца» (2005) и «Груз 200» (2007) — вызвали особенно острые политические дискуссии. На этот раз высказались сами политики. Фильм «Буфф мертвеца» — это сатира на правящую бюрократию. Действие фильма начинается в далеком будущем — учитель объявляет тему очередного урока: первоначальное накопление капитала в России в 90-е годы. Далее в фильме рассказывается история двух нижегородских гангстеров, которые оказываются вовлечены в сложные противозаконные схемы конкурирующих банд. В фильме много сцен с перестрелками, трупами, пытками, а также присутствует знаменитый черный юмор Балабанова. В итоге оказывается, что главные герои прекратили свою преступную деятельность и стали уважаемыми государственными чиновниками.
В «Грузе 200» действие происходит в 1984 году, в разгар войны в Афганистане. Балабанов ярко изображает жестокие нравы провинциального городка в последние годы существования Советского Союза, когда страна начинает терять свою идентичность. Молодежь уже не стремится «строить коммунизм», а только мечтает о дискотеках и популярной музыке. Тем временем старшее поколение пытается опереться на идеологические принципы Советского Союза. Все это происходит на фоне войны и постоянного прибытия «спецрейсов» с «Грузом-200» — кодовым названием гробов с телами погибших солдат.
«Груз 200» называют «самым антисоветским фильмом» и сравнивают с «Техасской резней бензопилой». Его даже назвали черной комедией и неудачным философским экспериментом по отрицанию.
По совпадению, Балабанова даже обвиняли в работе на власть. В обоих фильмах критики находили моменты, которые якобы представляли события в выгодном для властей свете.
Сегодня все знают (да и тогда большинство знало), что Балабанов был независимым режиссером и никогда не выполнял ничьих приказов. Он просто искал актуальные для себя темы. Будь то экранизация повести Михаила Булгакова «Морфий» (Балабанова тогда обвиняли в ностальгии по царской России) или триллер «Кочегар» (критиковали за абсолютно негативный взгляд на реальность), его фильмы никогда не были о реальности. Это были искренние фильмы, снятые человеком, который глубоко любил свою страну и хотел говорить о вещах, которые были для него важны.
Незаконченные истории
За свою карьеру Алексей Балабанов снял только одну мелодраму — «Мне не больно». Это по-настоящему легкое кино, не предполагающее множества интерпретаций. Здесь Балабанов выбрал другой подход и не стал обнажать реальность так, как это было в других его фильмах. Главные герои симпатичны, антагонистов нет, а история любви понятна всем.
Последний фильм Алексея Балабанова «Я тоже» вышел на экраны в 2012 году — менее чем за год до смерти режиссера. Многие воспринимают его как мистическое пророчество, словно режиссер предсказал свою кончину. Фильм «Я тоже» — это метафорическое исследование смерти. В фильме группа из пяти человек отправляется на мифическое радиоактивное место между Санкт-Петербургом и Угличем, где находится колокольня, которая якобы может сделать человека счастливым. Фильм является своего рода данью уважения фильму Андрея Тарковского «Сталкер», но в то же время оригинальным художественным высказыванием, тематически отличным от «Сталкера». Фильм действительно стал пророческим и оказался последним в жизни режиссера. Сам Балабанов сыграл в фильме небольшую роль — его персонаж — кинорежиссер, который начинает рассказывать интересную историю, но не может ее закончить, потому что внезапно умирает. На самом деле, аналогия с карьерой самого Балабанова поразительна — ему еще было что рассказать, но времени на это не было.
Алексей Балабанов снял 14 художественных фильмов, большинство из которых вызвали широкий общественный и политический резонанс. Но сам Балабанов не был политиком и не делал политических заявлений. У него был дар рассказывать истории, которые находили отклик у людей, и он хотел, чтобы люди понимали окружающую их действительность.
Парадокс Балабанова
Что парадоксального в фильмах Балабанова? Почему общественные деятели, журналисты и даже политики одновременно критикуют и хвалят его фильмы? Чтобы понять это, стоит вспомнить простое правило, которому учат в киношколах по всему миру.
В основе большинства фильмов лежит простой принцип: то, что привлекает и удерживает внимание зрителя, — это умение найти общий язык с главным героем. Однако Алексей Балабанов беззастенчиво нарушил этот принцип (и многие другие) в «Брате». Фильм с хирургической точностью препарировал сознание бандитов и киллеров 90-х. Все эти шовинистические и расистские высказывания звучали не как громкие прокламации, а совершенно естественно — ведь именно так преступники говорили и действовали в реальной жизни.
В «Брате» нет ни одного положительного персонажа. На самом деле, все они весьма несимпатичны. Но фильм не заставляет зрителя сопереживать кому-либо — он просто рисует чрезвычайно точную картину того времени и людей, живших в нем, некоторые из которых придерживались поистине возмутительных взглядов. Такие люди существовали, и их нельзя игнорировать. Фильмы Балабанова призывают зрителя сохранять определенную эмоциональную дистанцию по отношению к героям. Эти фильмы не утверждают, что у каждого своя правда или что любого человека можно оправдать, если понять его мотивы. Они просто описывают жизнь людей, испорченных окружающим миром. И только от зрителя зависит, критиковать их или сочувствовать им.
Не стоит забывать, что фильмы Балабанова заставляют зрителя думать и побуждают его пробиться сквозь окружающий мрак и ужас, чтобы понять, как жили обычные люди в разные периоды российской истории. Также важно помнить, что скандальные фразы в фильмах произносит не сам Балабанов, а его герои — сломленные люди, которые не могут примириться с реальностью и найти свое место в обществе. .