Наследие гения: эскиз Микеланджело для Сикстинской капеллы будет продан за $2 миллиона

Небольшой набросок мужской стопы, выполненный мелом, может быть продан как минимум за 2 миллиона долларов на аукционе Christie’s. Аукционный дом связал эту работу с росписью потолка Сикстинской капеллы, выполненной Микеланджело.
Крошечный рисунок босой стопы, выполненный красным мелом, по мнению экспертов, изображает ногу натурщика, с которого великий мастер эпохи Возрождения писал одну из фигур для всемирно известной фрески в Ватикане. В настоящее время рисунок принадлежит анонимному продавцу из Северной Калифорнии, и ожидается, что в феврале он станет самым дорогим изображением стопы из когда-либо проданных.
«До сих пор ни один зафиксированный эскиз для Сикстинской капеллы не выставлялся на аукцион — до настоящего момента», — заявили в Christie’s.
Специалист отдела рисунков старых мастеров Christie’s Джада Дамен поделилась впечатлениями: «Стоя перед этим рисунком, можно ощутить всю мощь творческой силы Микеланджело; мы почти чувствуем ту физическую энергию, с которой он вырисовывал форму стопы, vigorously нажимая красным мелом на бумагу».
Эскиз, датируемый примерно 1511 годом, был подготовкой для фигуры пророчицы, известной как Ливийская сивилла, на восточном конце потолка капеллы.
В феврале нынешний владелец, утверждающий, что унаследовал рисунок от бабушки в 2002 году, отправил фотографию эскиза Дамен. По его словам, рисунок находился в семье как минимум с конца XVIII века. Продавец, пожелавший остаться анонимным по соображениям безопасности, является прямым потомком швейцарского дипломата XVIII века Армана Франсуа Луи де Местраля де Сен-Саффорена, известного коллекционера рисунков и гравюр старых мастеров.
«Я сразу подумала, что этот рисунок выглядит очень убедительно. Я была взволнована, — рассказала Дамен газете New York Times. — Он выглядел как рисунок XVI века. Клиент в графе «автор» указал «Микеланджело», но у меня бывает много таких «Микеланджело» и «Леонардо»».
Рисунок не подписан Микеланджело, и Дамен пришлось лететь в Калифорнию, чтобы убедить владельца позволить ей забрать работу в Нью-Йорк для подтверждения подлинности. «Дорогостоящие рисунки всегда вызывают споры. Мне нужно было сделать свою работу. Это все еще могло быть хорошей копией», — отметила она.
Однако после лабораторных испытаний в нью-йоркском офисе Christie’s, которые показали, что бумага соответствует другим образцам XVI века, аналитикам удалось связать его с другим листом эскизов Микеланджело для той же фигуры, который в настоящее время хранится в музее Метрополитен.
В начале ноября эскиз был выставлен в частной выставочной комнате лондонского офиса Christie’s. При просвечивании на бумаге-основе был visible черный меловой набросок. Считается, что этот рисунок принадлежит к другой, более ранней заготовке для другой фигуры на потолке Сикстинской капеллы, сообщил Эндрю Флетчер, global head отдела старых мастеров Christie’s.
Это один из всего двух рисунков Микеланджело для потолка капеллы, остающихся в частных руках, после того как в 2023 году был идентифицирован другой — набросок обнаженной мужской фигуры красным мелом.
Из многих тысяч рисунков, созданных Микеланджело при жизни, сохранилось лишь около 600. В 1518 году в письме своему помощнику он приказал уничтожить все рисунки в своем римском доме, где он работал над Сикстинским потолком. Это открытие в Северной Калифорнии делает находку еще более удивительной.
Предстоящие торги — это не просто продажа редкого артефакта; это прикосновение к самому процессу творения одного из величайших гениев человечества. Эскиз стопы, этот, казалось бы, незначительный фрагмент, является ключом к пониманию титанического труда, стоящего за шедевром. Он захватывает тот миг, когда рука мастера искала идеальную форму, прежде чем перенести ее на грандиозный свод.
Уникальность лота также подчеркивает чрезвычайную редкость подобных работ на рынке. Уцелевшие эскизы Микеланджело — это национальное достояние Италии, и их появление в открытой продаже является событием века. Атрибуция рисунка, связывающая его с конкретным листом из Метрополитен-музея, не только подтверждает его подлинность, но и восстанавливает утраченную страницу художественного замысла, что бесценно для истории искусства. Астрономическая стоимость в $2 миллиона отражает не только имя автора, но и уникальную историческую провенанцию и непосредственную связь с одним из самых знаменитых произведений искусства в мире.
Следите за новостями в Telegram
👇 Поделитесь в вашей соцсети