«Монета для переправы»: в Дании раскопали массовое захоронение бедняков XII века

Датские археологи обнаружили десятки средневековых захоронений, что позволило пролить свет на то, как болезни и тяготы формировали жизнь в раннехристианской Дании.
О находке сообщили специалисты музея Мосгор в Бедере, Дания. Скелеты были найдены в соседнем Орхусе, на кладбище Святого Олуфа, существовавшем с XII века до 1813 года. Оно было названо в честь норвежского короля-викинга Олафа Святого, известного распространением христианства по Скандинавии.
«Останкам, как полагают, до 900 лет, они принадлежат церковному двору XII века, расположенному рядом со старым викингским городом Арос», — говорится в заявлении музея. Открытие было сделано в ходе городского проекта по модернизации канализационных сооружений.
Мадс Равн, глава отдела местного наследия музея Мосгор, рассказал Fox News Digital, что его команда обнаружила в общей сложности 77 древних могил. «[Их было] гораздо больше, чем ожидалось, и они расположены очень плотно», — отметил он.
Равн пояснил, что эти захоронения не принадлежат самым первым датским христианам. Религия начала распространяться здесь в IX–X веках. Около 965 года Харальд Синезубый завершил обращение Дании в христианство, что и запечатлено на Йеллингском руническом камне.
К XII веку вера, судя по всему, прочно укоренилась в Орхусе; это кладбище представляет собой захоронения людей, уже твёрдо исповедовавших христианство, а не переходивших к нему.
«Город Орхус, где найдено кладбище, важен тем, что в период его использования оно стало местом погребения бедных, в то время как богатых хоронили в соборе примерно в 500 метрах к югу», — сказал Равн.
«Поэтому оно было плотно упаковано скелетами, причём новые погребения иногда нарушали старые могилы, оставляя некоторые скелеты фрагментированными».
Лишь немногие из останков были погребены с вещами, но Равн отметил один любопытный артефакт в захоронении раннего Нового времени.
«В одном из погребений 1626 года во рту у покойного была монета, что говорит о преобладании местного фольклора, особенно традиции среди моряков», — отметил археолог.
«Это может указывать на то, что человек был «обеспечен» платой за переход на тот свет, [обычай], известный ещё со времён Древней Греции».
Настоящей неожиданностью раскопок, по словам Равна, стало то, насколько много они рассказали о бедных христианах Орхуса в противовес богатым.
«[Это] открывает дверь к пониманию повседневной жизни, и из других кладбищ мы знаем, что жизнь была тяжёлой, со средней продолжительностью жизни около 37 лет, и часто обнаруживается множество заболеваний», — сказал археолог.
«Одна находка показала трёх детей, похороненных друг на друге, как будто они были погребены после инфекции, чумы или другой смертельной болезни», — продолжил Равн.
«Дальнейшие анализы могут более детально раскрыть причину смерти, а также возраст и пол скелетов».
Основные выводы команды из раскопок связаны с болезнями, поскольку проказа, чума, болезни, передающиеся через воду, сифилис и другие недуги были обычными причинами смерти в старину.
«Можно утверждать, что именно по этой причине они смогли принести все новые болезни в Новый Свет, где это обернулось тяжёлыми последствиями для коренных американцев», — отметил Равн.
«Дальнейший анализ может показать, какие болезни преобладали».
«Жизнь тогда была тяжёлой и короткой, многие женщины умирали при родах», — добавил он. — «Когда меня спрашивают, хотел бы я, как археолог, жить в прошлом, мой ответ отрицательный».
Это открытие является важным пазлом в понимании социальной структуры средневекового города. Кладбище Святого Олуфа выступает в роли немого свидетеля стратификации общества: духовенство и знать покоились в кафедральном соборе, в то время как простые горожане, ремесленники и бедняки находили последний приют здесь. Плотность и беспорядочность захоронений говорят не только о высокой смертности, но и, возможно, о спешке во время эпидемий.
Отсутствие погребального инвентаря у большинства останков подтверждает скромный статус покойных, делая находку монеты 1626 года ещё более символичной — это редкое свидетельство сохранения дохристианских верований и суеверий, спустя столетия после официального крещения страны.
Дальнейшие лабораторные исследования — изотопный анализ, изучение ДНК и трасология костей — могут дать гораздо более детальную картину. Учёные смогут определить рацион этих людей, их родственные связи, миграционные пути, конкретные заболевания и даже физические травмы, полученные при жизни. Особенно ценными могут оказаться данные о штаммах бактерий, вызвавших эпидемии, что внесёт вклад в общую историю медицины и пандемий в Северной Европе.
Таким образом, скромное городское кладбище превращается в уникальный архив, рассказывающий не о королях и битвах, а о повседневной борьбе, вере и страданиях обычных людей, чьи жизни и стали настоящим фундаментом средневековой Дании. Оно напоминает нам, что история — это не только монументальные соборы, но и тихие могилы под ними.
Следите за новостями в Telegram
👇 Поделитесь в вашей соцсети