Китайскому конкуренту Boeing предстоит крутой подъем
Американское лобби, скорее всего, попытается подавить стремление COMAC C919 к разрушению монополии.
Тимур Фоменко, политолог
В минувшие выходные новый китайский авиалайнер COMAC C919, спроектированный и построенный внутри страны, совершил свой первый коммерческий рейс.
Объявленная как конкурент американскому Boeing 737, новая модель уже некоторое время находится в разработке, получив окончательное одобрение регулирующих органов прошлой осенью. Государственные СМИ отдал широкое освещение первого рейса после покупки первой модели базирующейся в Шанхае China Eastern Airlines,
Западные критики поспешили осудить полет, указав, что цепочка поставок китайского самолета опиралась на многие иностранные компоненты, в том числе из Европы и США. Несмотря на это, для Китая остается очень важным достижением сборка собственного отечественного коммерчески конкурентоспособного самолета, который, даже с потенциальными проблемами с поставками, представляет собой долгосрочную проблему для Boeing.
Однако это не означает, что новому претенденту будет легко. Еще до того, как Китай стал «проблемой», США долгое время проявляли нулевую терпимость к зарубежным авиационным конкурентам, поскольку они скомпрометированы влиянием военно-промышленного лобби, частью которого является Боинг. Это привело к затяжной стелс-войне против ее основного европейского конкурента, Airbus, в которой даже участвовали предполагаемые шпионаж и Агентство национальной безопасности США. Исходя из текущего состояния торговой и технологической напряженности между США и Китаем, враждебные действия против COMAC неизбежны.
Это чудо, что COMAC до сих пор не была добавлена в «список юридических лиц» Министерства торговли США, в который входят компании и частные лица, которым запрещено экспортировать технологии из США. В начале 2021 года администрация Трампа уже добавлен ее в черный список, в котором она отмечена как компания, «связанная с китайскими военными», якобы для ограничения инвестиций в нее. Несмотря на это, к фирме не применялся режим Huawei, что необычно, учитывая, что каждая китайская компания, которая добивается успехов в стратегических технологиях или способна подорвать американские монополии, часто подвергается таким мерам.
Последовательность этого типа поведения указывает на то, что ответ, скорее всего, зависит от «когда», а не от «если». Зависимость COMAC от некоторых американских компонентов делает его уязвимым, и продукт может заглохнуть. Таким образом, компания находится в гонке со временем, чтобы локализовать свою цепочку поставок и уйти от поставщиков из США, которые могут быть отрезаны в любой момент, особенно по мере роста напряженности. В нынешних условиях китайским компаниям следует исходить из того, что введение ограничений неизбежно, поскольку такие обозначения редко делаются добросовестно. Пекину также следует исходить из того, что США могут с готовностью заставить третьи страны принять свои ограничения, как они это делали в прошлом и продолжают делать.
Даже если санкции не будут введены, промышленное лобби США и его влияние в правительстве и средствах массовой информации неизбежно создадут преднамеренную негативную рекламу в отношении COMAC, особенно если она будет успешной и создаст угрозу доле рынка Boeing на международной арене. Использование негативного освещения в СМИ для нацеливания на китайские товары является установленной тактикой. Например, во время пика пандемии Covid-19 западные СМИ регулярно публиковали негативные истории, стремясь подорвать и поставить под сомнение эффективность вакцин китайского производства, пытаясь укрепить рыночную долю Pfizer и Moderna.
Подобные истории могут быть использованы, чтобы преднамеренно представить C919 как небезопасный или подверженный авариям, чтобы попытаться заставить авиакомпании избегать его, особенно в западных странах, где спрос на Boeing преобладает. США постоянно стремились чинить препятствия китайским технологиям в западных странах, и случай с оборудованием Huawei 5G является наиболее ярким примером. Таким образом, одна-единственная авария с участием C919 вызовет широкую негативную огласку и сосредоточится на ракурсе «сделано в Китае». Кроме того, также ожидайте, что США будут продолжать жаловаться на несправедливую экономическую практику и государственные субсидии, поощряя себя и ЕС вводить огромные тарифы на любую покупку самолетов внутри страны.
Поэтому Китай должен быть готов к долгосрочной битве, если его собственная авиационная промышленность хочет добиться успеха. Это включает в себя, во-первых, опору на местные силы, а во-вторых, создание коалиции поддерживающих и участвующих стран для обеспечения своего международного положения. Во всем мире Боинг и Эйрбас представляют собой эффективную монополию, причем первый без колебаний подрывает позиции своих конкурентов. Китай был бы в лучшем положении после выхода C919 на внутренний рынок, чтобы предложить самолет развивающимся странам, которые не могут позволить себе самолеты западного производства, по субсидируемым ценам.