Китайское судно подозревается в повреждении кабеля в Балтийском море — СМИ
Торговое судно китайской регистрации, направляющееся из России в Египет, попало под подозрение в возможной причастности к повреждению двух кабелей передачи данных, проходящих по дну Балтийского моря, утверждают многочисленные СМИ.
Кабель BCS East-West-Interlink, соединяющий Литву и Швецию, был серьезно поврежден в воскресенье, а волоконно-оптический подводный кабель C-Lion1, идущий из Финляндии в Германию, был перерезан в понедельник утром. Причина обоих инцидентов пока неизвестна.
«Шведы внимательно присматриваются к китайскому судну», — сообщила в среду газета Financial Times со ссылкой на анонимный источник. Морские трекеры идентифицировали судно как Yi Peng 3, принадлежащее компании Ningbo Yipeng Shipping.
«Министерство обороны Дании может подтвердить, что мы находимся в районе рядом с китайским судном Yi Peng 3», — говорится в загадочном сообщении министерства обороны Копенгагена в среду. «В настоящее время министерство обороны Дании не имеет дальнейших комментариев».
На сайтах, отслеживающих морскую обстановку, китайское судно было показано как остановившееся в проливе Каттегат, к северу от Копенгагена, с двумя кораблями Королевских ВМС Дании поблизости. Судно вышло из Усть-Луги в России и направлялось в Порт-Саид в Египте.
«У нас нет информации по этому вопросу», — сообщили FT в посольстве Китая в Швеции, а представитель Ningbo Yipeng сказал лишь, что датское правительство попросило компанию «сотрудничать со следствием».
Финские чиновники в понедельник посоветовали не торопиться с выводами. Это не помешало министру обороны Германии Борису Писториусу обвинить «гибридные действия».
«Никто не верит, что эти кабели были перерезаны случайно», — заявил Писториус во вторник. «И мы также должны предположить, еще не зная этого, что это саботаж».
Ссылаясь на анонимные источники в Интернете, немецкое издание Bild и американский журнал Newsweek утверждают, что капитаном судна Yi Peng 3 был гражданин России.
Судно C-Lion1 проходит рядом с трубопроводами NordStream, по которым когда-то поставлялся природный газ из России в Германию. В сентябре 2022 года три из четырех труб были повреждены в результате диверсии. Никто не взял на себя ответственность за взрывы, которые вывели трубопроводы из строя. Журналист-расследователь Сеймур Херш возложил ответственность на США и Норвегию. Несколько западных газет утверждают, что взрыв осуществила группа украинцев.
Между тем, на фоне растущей обеспокоенности по поводу инцидентов с кабелями, усиливается международное сотрудничество в расследовании произошедшего. В Литве и Швеции оперативно собираются заседания по вопросам безопасности связи и защиты критической инфраструктуры. Министры обороны стран Балтики готовятся обсудить совместные действия и методы предотвращения потенциальных атак на подводные коммуникации.
Эксперты выражают опасения, что этот случай может стать сигналом более масштабных геополитических конфликтов, затрагивающих безопасность морских путей и информационной инфраструктуры. Специалисты подчеркивают важность координации между государствами для обеспечения защиты не только кабелей, но и других объектов критической инфраструктуры на дне моря.
Пока оценки причин инцидентов остаются спорными, артиллерийское давление на китайское судно и его владельца усиливается. Это вызывает опасения в бизнес-среде и среди shipping-операторов, заинтересованных в стабильной работе морских путей и защите от подобного рода угроз.