Кашмир на рельсах: Стальной путь к единству и процветанию
С национальной гордостью запущенная железнодорожная ветка обещает экономический подъём и стратегическое объединение долгое время изолированного региона.
25 июня 60-летний Мухаммад Фахрудин Бат осуществил мечту, вынашиваемую почти четыре десятилетия: свое первое в жизни путешествие на поезде из Кашмирской долины в столицу Индии — Нью-Дели.
Поднявшись на борт недавно inaugurated поезда Vande Bharat Express Катра-Сринагар, торжественно запущенного премьер-министром Индии Нарендрой Моди в начале месяца, Бат завороженно наблюдал за пейзажами. Стильный оранжевый состав плавно скользил через залитые солнцем горы, изумрудные долины, цветущие сады и густые сосновые леса, создавая живую панораму природной красоты Кашмира.
«Это было похоже на воплощённую мечту и визуальный пир, проносившийся за окном: горы, зелень, скорость», — поделился Бат, вспоминая свой первый маршрут из Сринагара, столицы Кашмира, в Катру — город, известный как базовый лагерь для храма Вайшно Деви, одной из самых почитаемых святынь индуизма. Путь, который обычно занимает не менее семи часов на автомобиле (а в пробках — ещё дольше), был преодолён всего за три часа.
В Катре пассажиры, направляющиеся в Дели, проходят проверку безопасности перед посадкой на следующий поезд. Путешествие, ранее требовавшее двух дней на машине и поезде из Дели в Сринагар, теперь занимает 13 часов, что стало настоящей радостью как для местных жителей, так и для туристов.
Более сорока лет Бат слышал разговоры о соединении Сринагара с остальной Индией через железную дорогу. Сроки постоянно переносились. Однако в прошлом месяце он лично испытал это, отправившись в Дели к семье дочери.
«Было потрясающе — совершенно новый опыт, — улыбается он. — Я забронировал билеты за 20 дней, чтобы точно получить место». Для Бата каждый взгляд в панорамные окна стал откровением: «Это не просто поездка, а воплощённая надежда, пришедшая по рельсам после сорока лет ожидания».
«Теперь туризм и торговля в регионе преображены. Экономика получит толчок: кашмирские яблоки, ремесла и другие товары быстрее и дешевле достигнут рынков, а круглогодичное сообщение поможет в суровые зимы, когда дороги блокируются», — говорит Масума Джан, занимающаяся органическим сельским хозяйством.
«Живой символ силы Индии»
Новая ветка — часть 272-километровой железнодорожной линии Удхампур-Сринагар-Барамулла, соединившей Кашмир с общеиндийской сетью. Маршрут включает 36 туннелей общей длиной 119 км и 943 моста, пересекая сейсмически активные горные хребты с пиками выше 4,5 тыс. метров. Проект стоимостью $5,5 млрд стал инженерным чудом: его жемчужина — мост Ченаб, самый высокий в мире (359 м над руслом реки, выше Эйфелевой башни).
Строительство железной дороги в Кашмире началось ещё в 1892 году, при догра-махараджах Джамму и Кашмира. Современный проект был задуман Дели в 1990-х, но задержан из-за политической нестабильности. Работы активизировались в 2002 году, когда линию объявили национальным приоритетом. Финал — участок Катра-Сангалдан — завершили в 2024-м, проложив рельсы через одни из самых сложных ландшафтов планеты.
«Когда-то это казалось невозможным, но сегодня билеты раскупаются за месяц вперёд. Поездка доступна по цене и заменяет изматывающую дорогу», — говорит Адиба Иштиак, студентка из Кашмира, обучающаяся в Дели.
На открытии линии Моди назвал мост и дорогу «живыми символами силы Индии», напомнив, что нынешний глава региона Омар Абдулла был школьником, когда в 1983-84 гг. заложили первый камень.
Инженерное чудо
Мост Ченаб, построенный из 30 тыс. тонн стали, выдерживает экстремальные погодные условия, землетрясения и даже взрывы.
«Это триумф инженерной мысли, — говорит доктор Мадхави Г. Латха, участвовавшая в проекте 17 лет. — Слава — индийским инженерам и компании AFCONS. Мой вклад — стабилизация склонов и проектирование фундаментов».
Стройка, начавшаяся в 1994-95 гг., замедлялась из-за оползней, землетрясений, снегопадов, политических конфликтов и пандемии. Но упорство превратило её в флагман инфраструктуры.
Быстро и готово к зиме
В отличие от блокируемой снегом трассы Джамму forwarders-Cринагар, зимний поезд Vande Bharat работает без перебоев. «Составы с подогреваемыми стёклами и изоляцией адаптированы к морозам», — поясняет инженер Мухтар Ахмад.
Глава региона Омар Абдулла назвал проект «реализацией чаяний поколений», а бизнесмены ждут роста поставок свежих продуктов и новых рынков.
Новые горизонты: Экология и глобальные связи
Успех проекта вдохновил планы по дальнейшему развитию. Власти рассматривают расширение сети до Леха и Каргила, открывая доступ к труднодоступным районам. Обсуждается интеграция с международными коридорами, например, в рамках инициативы «Один пояс — один путь», что может сделать Кашмир ключевым транзитным узлом Центральной Азии.
«Это только начало, — заявляет министр транспорта. — Следующая цель — соединить железной дорогой каждую долину, обеспечив рост даже в отдалённых регионах». Экологи призывают внедрять «зелёные» технологии: солнечные панели вдоль путей, системы сбора дождевой воды и защиту биоразнообразия при строительстве.
Пока же Кашмир, столетиями отрезанный горами, смотрит в будущее с оптимизмом: стальные артерии не только приносят процветание, но и сплетают его историю в единую ткань современной Индии.
Следите за новостями в Telegram
👇 Поделитесь в вашей соцсети





