19 сентября администрация Трампа заявила, что вновь введет санкции Организации Объединенных Наций против Ирана в связи с тем, что Белый дом назвал «существенным невыполнением [Tehran’s] Обязательства СВПД »ссылаются на механизм« отката », установленный в Резолюции Совета Безопасности ООН (СБ ООН) 2231, который восстанавливает все ограничения, которые действовали до принятия резолюции.
Практически все @A санкции вернулись к Ирану, ведущему государству-спонсору терроризма и антисемитизма. Это включает постоянное продление эмбарго на поставки оружия. Это отличная новость для мира в регионе!
— Секретарь Помпео (@SecPompeo) 20 сентября 2020 г.
Вашингтон уведомил Совет Безопасности 20 августа, что США выберут механизм возобновления санкций к 20 сентября, и призвал государства-члены этой международной организации последовать их примеру.
Есть ли у американской инициативы инструментальный смысл?
Великобритания, Китай, Франция, Германия и Россия — другие стороны, подписавшие СВПД 2015 года, который в одностороннем порядке отклонил Трамп в мае 2018 года — не проявили намерения усилить предыдущие санкции против Тегерана. В августе Организация Объединенных Наций дала понять, что попытки Трампа запустить механизм возврата не имеют правовых оснований, поскольку США больше не являются стороной ядерной сделки Ирана.
«Если объяснить это адекватно, американцы вышли из СВПД, по словам оставшихся членов СВПД, поэтому они потеряли право использовать механизм Snapback», — сказал профессор Тегеранского университета Сейед Мохаммад Маранди, входящий в состав иранской делегации, которая помогала вести переговоры по ядерной сделке 2015 года. «Это их собственная глупая ошибка, они должны были использовать этот механизм Snapback тогда или они должны были остаться в СВПД и использовать его сейчас, но они сделали очень глупый ход».
Нет смысла в новой инициативе Трампа, повторил Джон Данн, почетный профессор политической теории Кембриджского университета.
«Я понятия не имею, чья эта новая инициатива была в первую очередь», — говорит британский ученый. «Если это была собственная идея Трампа, нет оснований предполагать, что это имеет какой-либо инструментальный смысл».
Снова неправильно, @SecPompeo.
20.09 ничего нового не произойдет
Just 𝙍𝙀𝘼𝘿 Res.2231
Болтон, который убедил босса приказать вам «ПРЕКРАТИТЬ участие США», сделал это.
По его словам:
-Процесс не является «простым», автоматическим или быстрым. Но намеренно «сложный и длинный»
-США 𝙉𝙊𝙏 участник. pic.twitter.com/r01YWdV0hp— Джавад Зариф (@JZarif) 17 сентября 2020 г.
Данн признает, что «существующие американские санкции были достаточно эффективными, закрывая Иран от нормальных торговых отношений с любым регионом, где торговля с Соединенными Штатами более значительна», но он не видит, «какую принудительную силу» может применить новая партия ограничений США есть для любого правительства.
«Конечно, в Америке всегда есть адвокаты, которые будут выступать за все, за что им платят, но я не думаю, что эта идея могла исходить от юристов Государственного департамента», — предполагает он.
Британский профессор признает, что политика максимального давления нанесла Ирану большой ущерб, но не сокрушила его, добавив, что другие страны не осознают неэффективность иранской стратегии администрации Трампа.
По словам Маранди, любые новые санкции США «не будут иметь никакого значения для Ирана, потому что Америка уже использует максимальное давление. Когда оно максимальное, это означает, что они санкционируют все, что они могут санкционировать», уточняет иранский академик. «Любые новые санкции будут в основном повторением старых санкций, как и все, что мы видели в последние несколько месяцев или в прошлом году, просто повторением предыдущих санкций, поэтому ничего не изменится, что бы ни делали американцы» .
В ноябре 2018 года администрация Трампа официально восстановила все ограничения в отношении Исламской республики, которые были сняты до выхода Белого дома из ядерной сделки Ирана. В апреле США запретили Корпус стражей исламской революции (КСИР) и объявили его террористической организацией, а в июне и июле 2019 года Вашингтон ввел экономические ограничения и ограничения на поездки в отношении высших должностных лиц Ирана. В последующие месяцы США напали на Иранское космическое агентство, Центральный банк Ирана (CBI), Национальный фонд развития Ирана (NDF) и строительный сектор страны. В дополнение к этому Белый дом применил карательные меры против иностранных компаний, ведущих бизнес с Ираном.
США становятся все более изолированными
По мнению Сейеда Мохаммада Маранди, складывающаяся ситуация идет на пользу Ирану в том смысле, что она еще больше изолирует США.
«Сейчас Соединенные Штаты движутся к внутреннему экономическому, политическому и социальному кризису», — говорит он. «Все это вместе взятые, по мнению многих иранцев или экспертов в Иране, все это сочетает в себе внутренний кризис в США и международный кризис с участием крупных держав, таких как Китай, Россия и даже американских союзников».
По мнению иранского ученого, нежелание Совета Безопасности ООН возобновить санкции против Тегерана может еще больше ослабить позицию Вашингтона.
Ранее, в середине августа, СБ ООН рассмотрел проект резолюции США (S / 2020/797), направленный на бессрочное продление существующих ограничений в отношении вооружений, срок действия которых истекает в октябре. Однако американский проект не набрал необходимого количества голосов для принятия.
Объявив на прошлой неделе о возобновлении «практически всех санкций ООН» против Ирана, госсекретарь США Майк Помпео особо пояснил, что «Соединенные Штаты предприняли это решительное действие, потому что, помимо невыполнения Ираном своих обязательств по СВПД, Совет Безопасности не выполнил своих обязательств. продлить эмбарго ООН на поставки оружия Ирану, действовавшее 13 лет «.
«Это политическая победа Ирана, которая не приносит хлеба на стол, но в конечном итоге помогает ослабить американскую гегемонию, наряду с другими проблемами», — заметил иранский ученый.