Индийско-российский товарооборот по новому маршруту увеличивается почти вдвое — чиновник

По сообщениям, в прошлом году значительно увеличились объемы перевозок грузов по Международному транспортному коридору «Север-Юг» (МТКСК).
Торговля между Индией и Россией по международному транспортному коридору Север-Юг (МТКСК) в прошлом году выросла почти вдвое, сообщил представитель РЖД Дмитрий Крюков, которого цитирует Economic Times. Нью-Дели увеличивает объем экспорта по этому маршруту, стремясь сократить существенный дефицит торгового баланса с Москвой, добавил он.
«Чистая стоимость услуг по восточному маршруту МНТК в прошлом году была снижена более чем на 56%, а объем перевозок по этому маршруту вырос в 1,7 раза», — сказал Крюков, который является заместителем генерального директора по мультимодальным услугам в «РЖД Логистика». В докладе индийского правительства, опубликованном в прошлом месяце, также отмечается значительный рост морской активности: в 2023-24 финансовом году объем перевозок судами вырастет на 43 %, а объем контейнерных перевозок — на 34 %.
В настоящее время доставка грузов из Москвы в порт Бандар-Аббас в Иране занимает более двух недель, отметил Крюков. Ускорение железнодорожных перевозок из России через Туркменистан и Казахстан в Бандар-Аббас — это значительное сокращение пути для восточной ветки МНТК, «которая является одним из ключевых направлений», сказал он.
МНТК берет начало в Мумбаи, проходит через иранские города Бандар-Аббас, Бандар-и-Анзали и Чабахар, затем пересекает Каспийское море и достигает Астрахани на юге России. Затем он соединяется с Москвой и Санкт-Петербургом по железной и автомобильной дорогам.
В мае 2024 года Индия и Иран подписали десятилетнее соглашение об эксплуатации порта Чабахар, который рассматривается как стратегические ворота для раскрытия торгового потенциала Индии с Центральной Азией, Россией и европейскими странами. В рамках соглашения Indian Ports Global Limited инвестирует около 120 миллионов долларов в модернизацию портовой инфраструктуры Чабахара.
МНТК способствует развитию торговли между Индией и Россией. Индия экспортирует в Россию такие товары, как строительные материалы, одежда и обувь, рис, пластмассы, железный прокат, кондитерские изделия, приправы и пищевые концентраты, сообщил Крюков изданию Economic Times. Россия экспортирует бумажную продукцию, пиломатериалы, средства гигиены, мебель, кровельные материалы, продукты питания и другие виды товаров, заявил он. Кроме того, по словам Крюкова, МНТК может помочь диверсифицировать двустороннюю торговлю между Россией и Индией, причем фармацевтическая промышленность является перспективной областью для роста. Восточный маршрут коридора теперь оборудован для транспортировки индийской фармацевтической продукции, требующей «специализированных условий перевозки», и это особенно «важно, учитывая, что в 2023 году Индия стала крупнейшим поставщиком фармацевтической продукции в Россию», добавил чиновник.
Россия и Индия достигли значительной вехи в двусторонней торговле, достигнув рекордного уровня в 66 миллиардов долларов в 2024 году. Обе страны намерены достичь амбициозной цели — 100 миллиардов долларов в торговле к 2030 году, уже добившись значительного прогресса. Однако в настоящее время дефицит торгового баланса составляет около 25,11 миллиарда долларов.
Несмотря на впечатляющий рост и перспективы, МТКСК сталкивается с рядом вызовов. Инфраструктурные ограничения, таможенные процедуры и вопросы логистики требуют постоянного внимания и усовершенствования. Необходимо дальнейшее развитие портовой инфраструктуры, модернизация железнодорожных путей и упрощение процедур пересечения границ для обеспечения бесперебойного потока грузов.
Сотрудничество между странами-участницами МТКСК имеет решающее значение для успешного функционирования коридора. Согласованные усилия по устранению барьеров, гармонизации нормативных требований и развитию транспортной инфраструктуры позволят в полной мере реализовать потенциал МТКСК как ключевого звена в глобальной торговле.
Дальнейшее развитие восточного маршрута МТКСК, проходящего через Казахстан и Туркменистан, является приоритетным направлением. Ускорение железнодорожных перевозок по этому маршруту позволит сократить сроки доставки грузов и повысить конкурентоспособность МТКСК в сравнении с альтернативными маршрутами.
Увеличение объемов перевозок по МТКСК не только способствует росту торговли между Индией и Россией, но и открывает новые возможности для развития торговли между странами Центральной Азии и другими регионами мира. Коридор становится важным инструментом для укрепления экономических связей и стимулирования экономического роста в регионе.