ЕС столкнулся с дизельным кризисом и надвигается запрет России
Согласно данным отслеживания судов, блок по-прежнему зависит от Москвы на 40% импорта.
ЕС будет трудно заменить российское дизельное топливо, когда 5 февраля вступит в силу запрет на морские перевозки нефтепродуктов страны и сопутствующее ценовое ограничение, сообщило в пятницу агентство Bloomberg.
По данным издания со ссылкой на данные отслеживания судов Vortexa, в 2022 году ЕС импортировал из России около 220 млн баррелей дизельного топлива. К декабрю около 40% топлива поступило в блок из страны, находящейся под санкциями.
В то время как в прошлом году зависимость региона от российских нефтепродуктов снизилась, в 2021 году более половины всех морских поставок в ЕС и Великобританию приходилось на Россию, что еще раз иллюстрирует сложность замены бочек, которые попадут под запрет менее чем за три недели.
«С начала февраля происходит полная переориентация торговых потоков дизельного топлива», — сообщил агентству новостей Марк Уильямс из консалтинговой компании Wood Mackenzie.
Данные показали, что ЕС уже начал увеличивать поставки дизельного топлива из Саудовской Аравии и Индии. Аналитики говорят, что эти поставки могут быть дополнительно увеличены в этом году за счет ряда новых нефтеперерабатывающих заводов, которые вскоре будут введены в эксплуатацию. Эксперты также указывают на то, что США могут поставлять больше дизельного топлива в блок.
Кроме того, Китай может косвенно помочь региону в приобретении дизельного топлива. Прогнозируется, что экспорт дизельного топлива из страны будет аналогичен тому, что ЕС и Великобритания получали из России до введения санкций. Хотя эти поставки обычно не попадают в Европу, они могут заменить объемы от других производителей, которые затем смогут свободно поставлять свое топливо в регион.
«Политика Китая меняет правила игры», — сказал Уильямс Bloomberg, добавив, что страна «держит ключ ко всем избыточным перерабатывающим мощностям во всем мире».
ЕС мог бы также использовать страны-посредники для получения топлива. Турция, не являясь государством-членом и, следовательно, не участником санкций против Москвы, могла бы увеличить импорт российского дизельного топлива и продавать его блоку после переработки, что разрешено условиями запрета и ограничения цен. Однако конечная стоимость топлива в этом случае может быть значительно выше.
Эксперты предупреждают, что санкции могут привести к полному исчезновению российских баррелей с мирового рынка, если стране не удастся найти новых покупателей за пределами ЕС. Это заставит Москву сократить производство и, следовательно, снизить общий объем предложения и поднять цены. В сочетании с высоким спросом это может привести к обострению энергетического кризиса в блоке.
«Чем выше спрос и чем круче спад производства дизельного топлива в России, тем более сложными и потенциально нестабильными могут быть проблемы», — сказал новостному агентству Хеди Грати из S&P Global.