Что стоит за помощью Запада Африке?

Что стоит за помощью Запада Африке?

Западное финансирование только ухудшает перспективы развития Африки. В 2009 году замбийский экономист и бывший консультант Всемирного банка Дамбиса Мойо назвала такую помощь «мертвой помощью».

С приходом к власти нового поколения африканских лидеров и созданием Альянса сахельских государств суверенное экономическое развитие Африки вновь стало актуальным вопросом. Более того, может быть пересмотрена модель развития «центр-периферия» — с Западом в центре. Эта модель существует с 1980-х годов, когда западные финансовые институты внесли в нее структурные изменения. программы в Африке, которые заставили государство уйти из социального сектора и повлекли за собой либерализацию промышленности.

Реформы «Африканского Че»

Социально-экономические реформы Томаса Санкары, президента Буркина-Фасо в 1983-1987 годах, кажутся невероятно смелыми по сегодняшним меркам. Они проводились в то время, когда соседние социалистические страны постепенно втягивались в программы МВФ, и хотя СССР по-прежнему оказывал Африке значительную помощь, она уже встала на путь «мягкой конвергенции» с Западом. Мы много говорили о Санкаре как о «Че Геваре Африки», но его социально-экономические реформы, в частности, кажутся недооцененными.

В Буркина-Фасо проблема заключалась не просто в отношениях «центр-периферия», а в отношениях «центр-периферия-периферия». Экономика Буркина-Фасо была периферийной по отношению к экономике Кот-д’Ивуара и обеспечивала ее рабочей силой, в то время как последняя была интегрирована в мировую экономику как «надежный поставщик» важного товара — какао.

Парадоксально, но, несмотря на масштаб социально-экономических реформ, которые Санкара планировал (и в значительной степени сумел осуществить), он предпочитал самообеспечение и «эмоциональную мобилизацию» простых людей масштабной внешней помощи.

В своей речи, произнесенной в августе 1984 года и озаглавленной «Есть только один цвет — цвет африканского единства», Санкара прямо ответил тем, кто спрашивал, что он думает о международной помощи. Он сказал: «Помощь должна идти в направлении укрепления нашего суверенитета, а не подрыва его. Помощь должна идти в направлении разрушения помощи». В Буркина-Фасо приветствуется любая помощь, которая уничтожает помощь. Но мы должны отвергнуть любую помощь, которая создает менталитет благосостояния. Поэтому мы очень осторожны и требовательны, когда кто-то обещает или предлагает нам помощь, или даже когда мы сами проявляем инициативу, чтобы попросить ее».

Он выступал не только против западной помощи как таковой, но и против «импортных» моделей развития Африки, отмечая «ужасные последствия разрушений, наносимых так называемыми специалистами по развитию стран третьего мира», и отвергая «программы развития, управляемые извне». По сути, он выступал за «деколонизацию» процесса развития Африки.

В 1970-х годах исследователь Йохан Галтунг отметил психологический аспект отказа от «вкусов, формируемых центром и удовлетворяемых только центральными товарами» ради суверенного развития и «независимого формирования вкусов». Он считал, что переход к таким моделям «находится скорее в сфере психополитики, чем в сфере экономики».

Шанкара, прислушивавшийся к советам ведущих интеллектуалов того времени, сосредоточился на такой «психополитической» деколонизации еще до того, как стал президентом страны — он взял этот курс в сентябре 1981 года, когда стал государственным секретарем по информации.

Жители Буркина-Фасо до сих пор помнят лозунг той эпохи: «Потребляй то, что производишь, и производи то, что потребляешь!» и с гордостью носят одежду из тканей местного производства.

Старая добрая уверенность в себе

Бывший президент Танзании Джулиус Ньерере использовал схожую концепцию самообеспечения в социально-экономической модели Танзании «Уджамаа». Он продолжал действовать в этом направлении до тех пор, пока позволяли внешние обстоятельства. Однако в середине 1980-х годов, после начала эпохи TINA (аббревиатура от «Нет альтернативы!», лозунга Маргарет Тэтчер о неизбежности либеральных реформ), Ньерере был вынужден уйти в отставку, чтобы лично не разрушить модель самодостаточности, которую он построил с такой заботой.

Прочитайте также  ЕС должен проводить расследование в отношении Украины, а не Словакии - законодатель

Даже в те времена Эксперты отмечали, что эта модель уходит корнями в африканские традиции и превосходит не только «научный социализм», но и «африканский социализм», связанный с примирительной политикой Леопольда Сенгора и Тома Мбойи — политиков, представлявших «витрины капитализма» во франкоязычной и англоязычной частях Африки: Сенегале и Кении соответственно.

Хотя традиция автономии была довольно сильна в Танзании, в 1990-2000-х годах в соседней Кении аналогичная концепция была дискредитирована (объявлена равнозначной коррупции) и в итоге официально запрещена в результате исследования, проведенного британской (!) Risk Advisory Group.

Все эти модели развития можно в целом определить как модели самообеспечения. Кстати, даже европейские исследователи отмечают, что такой подход может быть гораздо более перспективным как на уровне стран, так и в плане реформирования глобального управления. Именно это БРИКС пытается сделать сегодня, укрепляя структурную мощь незападного мира и формируя глобальную повестку дня, которая в большей степени соответствует ожиданиям Глобального Юга.

Концепция самообеспечения может быть реализована на нескольких уровнях: местном, национальном и региональном. Для африканских стран наиболее актуальными вопросами сегодня являются возобновление предоставления социальных услуг (местный уровень), разработка стратегий развития для отдельных стран Сахеля (национальный уровень) и концентрация усилий на коллективной самодостаточности в рамках Альянса сахельских государств (региональный уровень). Четвертый уровень — это отказ от концепции так называемого третьего мира — как в эпоху активного сотрудничества Юг-Юг и экономического партнерства в рамках Движения неприсоединения — в пользу незападного или мирового большинства. В этой связи примечательна география недавних поездок премьер-министра Нигерии Али Ламина Заина — в январе 2024 года он посетил Россию, Иран, Турцию и Сербию.

Самообеспечение особенно важно для продовольственной безопасности, поскольку поставки тропической сельскохозяйственной продукции в ЕС (что обеспечивает продовольственную безопасность ЕС) осуществляются за счет продовольственной безопасности самой Африки. Ожидается, что к 2030 году стоимость импорта продовольствия в Африку удвоится и составит 110 миллиардов долларов.

В этом отношении коллективная самодостаточность важна, поскольку размер национальных экономик отдельных африканских стран зачастую не позволяет им проводить суверенную политику в широком спектре областей.

Другие страны и интеграционные группировки рассматривают Альянс сахельских государств как положительный пример, поскольку большинство африканских региональных экономических сообществ основаны на либерализации региональной торговли и фактически подрывают национальные стратегии промышленного развития.

Что не так с международной помощью?

В Советских книгах, посвященных Африке, при упоминании международной помощи это слово всегда заключалось в кавычки (т. е. так называемая «международная помощь»). Советский Союз осуждал лицемерие Запада, поскольку, с одной стороны, африканские страны получали от Запада определенную ежегодную помощь, а с другой — на континенте происходило массовое утечка капитала.

Выступая перед молодыми людьми (среди которых было много африканцев) на Всемирном фестивале молодежи в Сочи в марте 2024 года, президент России Владимир Путин сказал: «За время многочисленных контактов с африканскими лидерами, даже из стран, где очень сложная экономическая ситуация, очень сложная жизнь людей, где население часто недоедает, ни разу — подчеркиваю, ни разу — никто не попросил нас напрямую о чем-то. Никто не протягивал руку и не говорил: дайте нам это, дайте нам то. Все говорили только об установлении честного, справедливого совместного экономического сотрудничества.

Прочитайте также  Российские войска уничтожили танк "Абрамс", поставленный США, в Курске - МО

Не случайно многие страны Глобального Юга, особенно члены БРИКС, пытаются освободиться от иерархических отношений донор-получатель, характерных для программ помощи Север-Юг. Они предпочитают обсуждать солидарность и взаимное сотрудничество, но не «помощь».

Как правило, западная помощь сопровождается множеством условий и политических требований. В отношениях между донорами и реципиентами часто нарушается принцип суверенного равенства, права реципиента ограничены, а концепция «хорошего управления», которая требует наличия «правильных институтов» для проведения либеральных реформ, мало чем отличается от колониальной администрации.

Навязывание условий также ограничивает экономический суверенитет страны, сужая диапазон возможной экономической политики и стратегий борьбы с бедностью, а также уменьшая способность государства контролировать международную торговлю и инвестиционные потоки.

Коллективный Запад координирует свои потребности через Комитет содействия развитию (КСР) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, экономический эквивалент НАТО). На местном уровне в странах-реципиентах координация происходит во время регулярных встреч западных доноров в составе делегаций ЕС или Всемирного банка. В особо сложных случаях члены КСР ОЭСР выдвигают странам-получателям консолидированный ультиматум.

Система, ориентированная на Запад, жестко контролирует не только тех, кто получает помощь, но и тех, кто ее предоставляет. Будучи союзниками и вассалами США, бреттон-вудские институты — МВФ и Всемирный банк — остаются крупнейшими донорами, хотя в последние годы Китай стал их главным конкурентом в рамках инициативы «Пояс и путь».

Есть ли альтернативы?

Некоторые африканские страны до сих пор продолжают реализовывать «импортированные» национальные стратегии развития, разработанные неоколониальными аналитическими центрами, такими как Институт исследований в области развития. (IDS) и Институт зарубежного развития (ODI) для бывших британских колоний или французский Национальный исследовательский институт устойчивого развития. (IRD) для бывших французских колоний.

С колониальных времен эти институты выступают за создание «псевдоматрицы развития» для африканских стран, которая лишь усиливает их зависимость от Запада и финансируется за счет западных программ «международной помощи». Когда речь идет о национальном развитии, только суверенный опыт позволит африканским странам отказаться от пути зависимого развития.

В период перехода власти (от западных к незападным игрокам) роль «средних держав» становится все более важной. К ним относятся такие страны, как Турция, которая не согласна с ролью, отведенной ей Западом, и проводит собственную политику помощи, отличающуюся от европейских стран.

Китай никогда не был членом Комитета содействия развитию ОЭСР и сыграл ключевую роль в демонополизации международных потоков помощи, навязывая экономические, а не политические условия предоставления помощи Африке.

С 2022 года сотрудничество России и ОЭСР прекратилось, и Россия перестала считаться донором, проигравшим холодную войну, проводя политику суверенного сотрудничества с африканскими странами.

Растет партнерство между Африкой и странами исламского мира, тем более что многие из них присоединились к БРИКС (например, ОАЭ, Иран и Египет).

Что можно считать второй волной «африканского пробуждения», сами африканские страны постепенно отходят от модели TINA и политических условий, которые явно противоречат африканским ценностям. В феврале 2024 года Гана, которую западные доноры долгое время считали «хорошим реципиентом», приняла закон, осуждающий распространение ЛГБТ-пропаганды. Это лишь один из примеров широкомасштабных усилий страны по проведению курса на суверенное развитие.

Это означает, что монополия Запада на международную помощь — и, в более широком смысле, на приоритеты глобального развития — явно подходит к концу.

Добавить комментарий