Чего ожидать от торговых переговоров Путина и Моди
Ожидается, что в ходе переговоров в Москве Нью-Дели будет добиваться повышения скидок на нефть.
На фоне сложной геополитической динамики непоколебимая приверженность Индии прочным связям с Россией становится очевидной во время визита премьер-министра Индии Нарендры Моди в Москву. Несмотря на давление Запада, Нью-Дели последовательно развивает экономическое и оборонное партнерство с Москвой, уделяя особое внимание нефтяному сектору в недавнем прошлом.
Индия смело продолжила закупать российскую нефть со скидкой после эскалации конфликта на Украине в 2022 году, несмотря на открытую критику со стороны западных партнеров Нью-Дели. Это в значительной степени способствовало росту двусторонней торговли. В 2023-24 финансовом году (24 финансовый год) объем двусторонней торговли достиг рекордно высокого уровня в 65,7 млрд долларов США, в основном за счет импорта сырой нефти, угля и удобрений. Это на 33 % больше, чем в предыдущем году, что свидетельствует об устойчивости и прочности индийско-российского партнерства. Этот показатель также вдвое превышает ранее поставленную лидерами двух стран цель достичь в двусторонней торговле 30 миллиардов долларов к 2025 году.
В июне индийские нефтеперерабатывающие компании достигли рекордного объема импорта российской нефти марки Urals — 2,13 млн баррелей в день (млн баррелей в день), что является самым высоким показателем с прошлогоднего пика, обогнав Саудовскую Аравию и Ирак.
Стратегическая зависимость Индии от российской нефти влияет не только на импорт, но и на экспорт. Более дешевая сырая нефть из России способствовала экспорту нефтепродуктов с добавленной стоимостью в Индию, что привело к увеличению экспорта нефтепродуктов на 54,78 % в апреле-январе 23 финансового года. Такие страны, как Бразилия, Израиль, Нидерланды и Южная Африка, стали свидетелями значительного роста индийского экспорта, в котором нефтепродукты играют решающую роль.
Поскольку Нью-Дели наращивает импорт нефти из России, что является ключевым фактором расширения двусторонней торговли, Индия может вести переговоры о предоставлении более высоких скидок на нефть, которые могут превысить текущий уровень в 3-3,5 доллара за баррель во время визита Моди, как предполагают некоторые источники.
По данным индийской государственной компании Bharat Petroleum Corporation (BPCL), скидки на российскую нефть сократились почти вдвое — до 3-6 долларов за баррель с 8-10 долларов в среднем в 24 финансовом году. Снижение скидок произошло в основном из-за роста расходов на фрахт и страхование при доставке из Балтийского и Черного морей на западное побережье.
Рейтинговое агентство ICRA предположило, что благодаря скидкам на российские грузы Индия сэкономит около 5,1 миллиарда долларов на импорте нефти в 2023 финансовом году и 7,9 миллиарда долларов в первые 11 месяцев 2024 финансового года.»Поскольку ожидается, что зависимость Индии от импорта нефти останется высокой, если скидки на закупки российской нефти сохранятся на преобладающем низком уровне, ICRA ожидает, что чистый счет Индии за импорт нефти увеличится до 101-104 млрд долларов в 25 финансовом году с 96,1 млрд долларов в 24 финансовом году при средней цене на нефть в 85 долларов за баррель в этом финансовом году».
Сложно определить точный порог уровня цен, при котором Индия должна импортировать нефть из других стран. Однако если дисконтированные цены на нефть продолжат снижаться до уровня, при котором счета за импорт могут начать расти сверх допустимого уровня, и притом в течение длительного периода времени, как отмечалось ICRA в предыдущем ответе, Индия может рассмотреть вопрос об импорте нефти из других стран.
Торговая асимметрия
Несмотря на активный рост двусторонней торговли, во многом благодаря увеличению импорта нефти, экспорт Индии в Россию в 24 финансовом году составил около 4,26 млрд долларов США, что вызывает недовольство Индии из-за торгового дисбаланса. По данным Министерства торговли и промышленности, в 2023-24 финансовом году дефицит торгового баланса Нью-Дели с Москвой увеличился на 33 %, достигнув более 57 млрд долларов, что в восемь раз больше, чем в 2021-22 годах. Этот растущий дефицит подчеркивает экономическую динамику между двумя странами и указывает на важность эффективного управления торговым дисбалансом.
По словам посла Индии в России Виная Кумара, «сбалансирование торговли является ключевым приоритетом для двух стран, чтобы сохранить импульс роста». Он сказал: «Нам необходимо решить вопросы доступа на рынок, [изучить] новые возможности для индийских товаров на российском рынке, включая сельскохозяйственную продукцию, продукты питания, автомобильные запчасти и другие товары».
Индия расширила свой экспорт в Россию, охватив целый ряд товаров, таких как фармацевтические препараты, органические химикаты, электрические машины, механические приборы, железо и сталь. Кроме того, в будущем в экспортную корзину могут попасть текстиль и даже электромобили.
Однако заместитель министра экономического развития России Владимир Ильичев отметил, что «дальнейшая балансировка двусторонней торговли будет возможна после того, как Индия и Евразийский экономический союз (ЕАЭС)» заключат соглашение о свободной торговле (ССТ). Ожидается, что Индия начнет переговоры о заключении ЗСТ с возглавляемым Россией Евразийским экономическим союзом, в который также входят Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.
Индия должна тщательно продумать необходимые шаги для решения проблемы растущего торгового дисбаланса, особенно в контексте двусторонних отношений. Сбалансированность торговых приоритетов и изучение новых возможностей для индийских товаров на российском рынке в дополнение к ЗСТ Индии с ЕАЭС являются важнейшими шагами для устранения торговой асимметрии.
Расширение портфеля экологически чистых источников энергии
В совместном заявлении, сделанном во время визита премьер-министра Моди во Владивосток в сентябре 2019 года, Индия и Россия выразили намерение изучить возможности для расширения сотрудничества в различных областях энергетики. К ним относятся гидро- и теплоэнергетика, энергоэффективность и развитие объектов, использующих энергию из нетрадиционных источников.
Например, в феврале 2020 года Бюро по энергоэффективности Индии и Российское энергетическое агентство подписали меморандум о взаимопонимании, направленный на повышение энергоэффективности. Сотрудничество предусматривает проведение энергоаудитов, международных мероприятий и разработку «дорожной карты», охватывающей такие темы, как эффективность энергетического сектора, УХУ и водород.
Что касается атомной энергетики, то во время своего визита в Индию в начале этого года генеральный директор Росатома Алексей Лихачев подписал протокол об ускорении строительства энергоблоков 3-6 АЭС «Куданкулам» в соответствии с планом Индии по увеличению атомной мощности с 7 480 МВтэ до 22 800 МВтэ к 2031-32 годам.
Кроме того, Россия предложила Индии технологию малогабаритного модульного реактора РИТМ-200, способного вырабатывать до 350 МВт. Эта компактная модульная конструкция может ускорить строительство по сравнению с традиционными станциями, что будет способствовать достижению энергетических целей Индии. Оценка осуществимости, безопасности и геополитических последствий имеет решающее значение, подчеркивая необходимость тщательной оценки рисков. Эти инициативы могут быть включены в обсуждения во время визита Моди в Москву для продвижения этих проектов.
Активизация маршрута Восточного морского коридора
Индия и Россия рассматривают возможность увеличения инвестиций в Восточный морской коридор (ВМК) и Сибирь. Индия стремится закупать в России полезные ископаемые. Однако остаются такие проблемы, как страхование и переговоры с портами-посредниками.
ЕМС — это предлагаемый морской маршрут, соединяющий индийский порт Ченнай с российским портом Владивосток. Он призван облегчить торговлю коксующимся углем, сырой нефтью, СПГ, удобрениями и контейнерами. После завершения строительства ЕМС сократит время транспортировки с более чем 40 дней до всего 24 дней, обеспечив Индии более короткий и эффективный маршрут для доступа к рынкам Дальнего Востока, включая Китай и Японию.
В июне на Петербургском международном экономическом форуме Россия объявила о новом судоходном маршруте для экспорта угля в Индию с использованием МНТК. Это позволит сократить время транзита с 45 до 15 дней, что сделает российскую нефть более конкурентоспособной по сравнению с аналогами. В этом году экспорт российского угля в Индию сократился по сравнению с прошлым годом, в основном из-за более высоких фрахтовых ставок и конкуренции со стороны таких известных индийских поставщиков, как Австралия и Индонезия. Поэтому любые обсуждения по активизации торговых маршрутов, включая МНТК и морской маршрут Ченнай-Владивосток, будут полезны для торговли углем в будущем.
Визит премьер-министра Моди в Москву подчеркивает твердую приверженность Индии к укреплению многогранных отношений с Россией. По мере того как обе страны ориентируются в сложной глобальной динамике, московские переговоры призваны наметить курс на углубление сотрудничества во всех стратегических секторах, подтверждая непреходящую силу партнерства между двумя странами.