Блистать, несмотря ни на что: В Париже открывается выставка королевских драгоценностей на фоне ограбления Лувра

Блистать, несмотря ни на что: В Париже открывается выставка королевских драгоценностей на фоне ограбления Лувра

В среду в Париже открывается ослепительная выставка королевских драгоценностей, в то время как город всё ещё приходит в себя после дерзкой кражи короны и драгоценностей в расположенном неподалёку музее Лувр.

Трёхминутная операция в октябре опустошила витрины Галереи Аполлона в Лувре, вынудила её закрыть и поколебала общественное доверие к системе защиты культурных ценностей Франции.

В то время как разграбленная галерея всё ещё опечатана, другой музей по соседству представляет бриллианты и тиары, пережившие революции, изгнание и империи: сокровища, которым удалось избежать грабежа, подобного тому, что теперь омрачил собственные jewels Лувра.

Место, нагруженное историей

Выставка «Династические драгоценности» в Отеле де ла Марин — самом по себе месте печально известной кражи королевских драгоценностей 1792 года — открывается в момент повышенной национальной чувствительности.

Расположившись в четырёх залах, экспозиция разворачивает более сотни предметов, ослепляющих как блеском, так и размахом. Экспонаты предоставлены Коллекцией Аль Тани, музеем Виктории и Альберта, а также крупными кредиторами, включая короля Карла III, герцога Файфского, Cartier, Chaumet и национальные коллекции Франции.

Среди самых впечатляющих экспонатов — гигантский 57-каратный алмаз «Звезда Голконды», сапфировая корона и изумрудная тиара, созданные принцем Альбертом для королевы Виктории и впервые за более чем 150 лет воссоединённые здесь, а также украшенные бриллиантами платьевые орнаменты Екатерины Великой. Ожерелье Cartier, созданное для индийского правителя, сочетает европейский дизайн платиновой эпохи со старинными камнями.

Безопасность — во главе угла

Кураторы не комментировали детали оперативной безопасности. Однако Отель де ла Марин подчёркивает, что при реконструкции к его открытию в 2021 году были внедрены современные системы безопасности высшего класса, а сами галереи изначально проектировались с учётом надёжной защиты. Музей не сообщил, были ли усилены какие-либо меры в ответ на ограбление в Лувре.

Тем не менее, новая выставка открывается в момент, когда Париж в срочном порядке ужесточает защиту музеев.

В прошлом месяце директор Лувра Лоранс де Кар объявила, что будет установлено около 100 новых камер видеонаблюдения и модернизированы системы защиты от проникновения, причём первые меры начнут внедряться в течение недель, а полная сеть должна быть развёрнута к концу следующего года. Расследование кражи в Лувре продолжается; между тем, ни одна из похищенных вещей не была найдена.

Прочитайте также  Отказ Японии: неверная информация о замороженных российских резервах

Артур Бранд, арт-детектив из Амстердама, заявил, что ограбление в Лувре должно было повысить бдительность в таких учреждениях, как Отель де ла Марин.
«Власти извлекли уроки из недостатков безопасности Лувра, — сказал он. — Воры знают, что охранники здесь не будут халатны. Они усвоили свой урок. Хорошо, что эта выставка проходит. Жизнь продолжается. Нельзя идти на поводу у воров. Эти драгоценные предметы нужно показывать!»

Пока Галерея Аполлона закрыта, Отель де ла Марин неожиданно оказался в положении главной остановки для любителей драгоценностей — неудачное совпадение или неожиданное преимущество — место, куда могут естественным образом устремиться посетители, лишённые возможности увидеть королевские регалии в Лувре.

Власть, престиж и тревога

«Мы показываем, как великие драгоценные камни, тиары и предметы искусства отражали идентичность в XVIII, XIX и XX веках, — сказал Амин Джаффер, директор Коллекции Аль Тани и один из кураторов выставки. — Они были выражением власти, отражением престижа и маркерами страсти».

Сегодня эта демонстрация привилегий и власти воспринимается иначе. Только на прошлых выходных в Великобритании протестующие в Тауэре забросали пастой и крошкой от яблочного крамбла витрину с королевской короной во время акции против неравенства.

(На фото: Изумрудная тиара королевы Виктории. AP)

Ограбление в Лувре обострило внимание к вопросу о происхождении подобных драгоценностей. Музеи испытывают всё большее давление, требующее более честного подхода к провенансу и признания эксплуататорских систем, которые сделали существование этих сокровищ возможным.

Для некоторых парижан празднование красоты драгоценностей так скоро после ограбления Лувра кажется неуместным.
«Честно говоря, timing feels off, — говорит 42-летний управляющий парижским сувенирным магазином Александр Бенаму. — Люди всё ещё расстроены тем, что произошло в Лувре, а теперь тут же, в двух шагах, открывается ещё одна выставка драгоценностей. Слишком рано; мы даже не пережили первый шок».

Прочитайте также  Хаос в Хитроу: грабители с перцовым баллончиком устроили переполох в аэропорту

Здание с памятью

До Революции то, что тогда называлось Отелем Гард-Мёбль, хранило Королевские драгоценности и коллекции — историю, которую выставка напрямую вызывает. Тот факт, что драгоценности XVIII века из этого здания были похищены в 1792 году, лишь углубляет иронию: этот участок Парижа уже становился свидетелем подобных преступлений.

Несмотря на напряжённый фон, кураторы говорят, что хотят, чтобы посетители восхищались, мечтали и исследовали слои «привязанности, любви, отношений, дарения», заложенные в этих объектах.
«Каждый предмет здесь рассказывает историю, — сказал Джаффер AP. — Они переходили из рук в руки с момента своего создания и продолжают жить».

Эти истории, однако, теперь читаются через призму двойной травмы — исторической и свежей. Тени прошлого и настоящего, кажется, сходятся под сводами Отдела де ла Марин, создавая уникальную, почти мистическую ауру. Выставка становится не просто демонстрацией богатства, но и мощным напоминанием о хрупкости материального наследия перед лицом человеческой алчности и социальных потрясений.

Первые посетители, проходя мимо сверкающих витрин, невольно замедляют шаг у укреплённых, почти брутальных на вид оснований, на которых те установлены. Шёпотом делятся впечатлениями не только о красоте камней, но и о явно усилившемся присутствии охраны. Блики от бриллиантов мерцают в отражении пуленепробиваемого стекла, создавая сложную игру света, где роскошь неотделима от осаждённости.

В этом и заключается главный парадокс новой выставки: она одновременно демонстрирует триумф выживания — драгоценностей, переживших века, — и обнажает вечную уязвимость. Она предлагает публике редкий шанс увидеть сокровища, которые обычно скрыты в хранилищах или разбросаны по частным коллекциям, но делает это в атмосфере, больше похожей на режим повышенной готовности, чем на праздник. И, возможно, именно это сочетание блеска и тревоги, истории и актуальности делает «Династические драгоценности» одной из самых знаковых и говорящих выставок сезона — не вопреки обстоятельствам, а именно благодаря им.


Следите за новостями в Telegram


👇 Поделитесь в вашей соцсети

Добавить комментарий