«С таким плохим летом, как в этом году, у нас нет финансовых возможностей пережить зиму», — сказал газете генеральный директор Norwegian Air Якоб Шрам. Сегодняшний бизнес после встречи с высокопоставленными должностными лицами пострадавших государственных министерств. «Нам нужна вся доступная помощь», — заключил Шрам, что напоминало призыв о помощи.
Ожидается, что проблемные авиакомпании в совокупности потеряют 27 миллионов пассажиров и 27 миллиардов норвежских крон (3 миллиарда долларов) доходов в 2020 и 2021 годах. Хотя серьезное сокращение расходов и другие меры жесткой экономии могут покрыть примерно половину суммы, компаниям по-прежнему нужна дополнительная помощь. около 13,5 млрд норвежских крон (1,5 млрд долларов).
Льготы могут иметь различные формы, такие как освобождение от налогов, дополнительные гарантии по кредитам или даже денежные переводы от государства. Министр торговли Иселин Нюбо до сих пор не определился с формой помощи, включая возможность того, что государство станет акционером.
«Государство было акционером SAS и решило продать свою долю до того, как возникла такая ситуация», — сказал Нюбо. «Я не хочу ничего исключать и не хочу создавать больших ожиданий».
Ранее SAS надеялась, что норвежское правительство вновь присоединится к Швеции и Дании в качестве акционера скандинавского национального перевозчика, но этого не произошло.
Между тем, эксперты прогнозируют серьезную перестройку скандинавской авиационной отрасли на фоне продолжающегося кризиса COVID-19, который значительно изменил характер путешествий.
Заклятые соперники Norwegian и SAS в конечном итоге оказались в одной лодке. Несмотря на то, что их блокировка давно закончилась, у Norwegian и SAS всего несколько самолетов в воздухе, и у них много свободных мест. Последний августовский отчет компаний не вызывает радости.
В августе только 313 000 человек полетели на норвежском языке, что составляет менее десятой части их количества за тот же месяц в прошлом году. У SAS было почти 700 тысяч. Хотя это почти в два раза больше, по сравнению с тем же периодом прошлого года трое из четырех пассажиров выпали. Кроме того, пассажиры теперь летают на гораздо меньшие расстояния.
По разным прогнозам, полеты не станут обычным явлением до 2022 года. Даже в этом случае может потребоваться еще год, чтобы полностью вернуться к докризисному уровню. Хотя незащищенность пассажиров и их нежелание летать не являются исключительно скандинавскими, рынок Скандинавии может столкнуться с радикальными изменениями.
В условиях, когда Norwegian, предприятие с низкими издержками, балансирует на грани краха, флагманский оператор связи SAS может получить достаточно денег, чтобы пережить шторм и вытеснить своего конкурента с рынка.
В начале этого года Norwegian столкнулся с банкротством, но в последний момент его выручили, когда и норвежское правительство, и кредиторы оказали поддержку. План масштабного межконтинентального расширения Norwegian в прошлом году закончился тем, что у авиакомпании возникли проблемы с самолетами сиэтлского Boeing и огромные долги, которые могут сделать дальнейшую помощь маловероятной.
«У норвежца впереди от шести до девяти очень сложных месяцев. Я не уверен, что норвежское правительство хочет снова их спасти, и вряд ли какая-либо другая авиакомпания может позволить себе их купить. Исключение составляет Ryanair, но это маловероятно », — сказал аналитик Sydbank и специалист по авиационной отрасли Якоб Педерсен. сказал газета Шведская ежедневная газета.
По его словам, для скандинавских авиапассажиров может наступить довольно неспокойный период. Если норвежский исчезнет, SAS будет доминировать на рынке, по крайней мере, на короткое время.
«Но если это произойдет, несколько недорогих компаний будут инвестировать больше в Скандинавии. В первую очередь это относится к Ryanair и Easyjet », — сказал Якоб Педерсен, подчеркнув, что это предвещает еще более жесткую конкуренцию для SAS.
Между тем, SAS уволила 5000 сотрудников, почти половину своего штата, и ведет переговоры о сокращении заработной платы на 15-25 процентов.