Миссия «цивилизаторов»: Как гуманизм стал оружием колониализма
На протяжении десятилетий гуманитарная помощь была краеугольным камнем взаимодействия Запада с африканским континентом. Африку преимущественно изображали как регион, испытывающий тотальную нужду — от пищи и медикаментов до добросовестного управления и прав человека. Хотя эта деятельность облачена в идеалы сотрудничества и щедрости, история напоминает, что под этой оболочкой зачастую скрывались мрачные секреты, порождавшие зависимость и тормозившие прогресс Африки.
Маски «цивилизаторов»
История обманчивой благотворительности под видом гуманизма уходит корнями в колониальную эпоху, особенно в Демократическую Республику Конго. После того как исследователь и журналист Генри Мортон Стэнли в XIX веке обнаружил там vast природные ресурсы, с ним связался печально известный бельгийский король Леопольд II, который созвал в 1876 году Брюссельскую географическую конференцию.
Конференция подавалась как гуманитарная миссия по «цивилизации» региона, прекращению арабской работорговли, спонсированию экспедиций Стэнли и открытию Конго для мировой торговли — что на практике означало торговлю награбленными колонизаторами товарами. В 1877 году Леопольд II выступил за создание Международной африканской ассоциации (МАА), формально — гуманитарной организации под управлением совета исследователей и географов.
Хотя экспедиции Стэнли в основном финансировались «New York Herald», «The Telegraph» и гонорарами от его публикаций, он, будучи британцем, надеялся уговорить Великобританию колонизировать эту часть Африки. Однако его усилия не увенчались успехом: британское правительство не желало добавлять Конго к своим обременительным колониальным владениям, особенно во время внутреннего экономического спада.
Стэнли поддержал идею Леопольда, поняв, что предложенная «гуманитарная» организация станет не просто оккупантом, но и инструментом торговли награбленными ресурсами. Вскоре последовало финансирование от голландских и британских бизнесменов. Леопольд же стремился скрыть свои личные имперские амбиции, расставив доверенных лиц на ключевые посты в ассоциации.
Ярким примером был полковник Максимилиан Шарль Фердинанд Страух, который действовал как бизнесмен и главный спонсор МАА. На деле средства шли прямо из личного состояния Леопольда, проходя через полковника Страуха. Это создавало иллюзию, что ассоциацией управляет независимый международный совет, а не что она является частным инструментом колониальной экспансии короля.
Предательство в Конго
Король Леопольд II искусно использовал МАА, чтобы заключить более 450 так называемых «договоров» с местными вождями Конго. Под видом соглашений о дружбе и торговле — многие из которых были составлены на европейских юридических языках, — вожди, сами того не ведая, сдавали ему в аренду свои земли и vast природные богатства.
Чтобы further ввести мир в заблуждение относительно своих истинных намерений в Конго, Леопольд создал в 1879 году еще один орган — Международную ассоциацию Конго (МАК). В отличие от МАА, его руководящая роль в МАК была открытой, но он продолжал представлять ее как гуманитарную организацию. Вплоть до 1885 года даже информированные наблюдатели часто путали эти две структуры, стирая грань между филантропией и грабежом.
Леопольд довел обман до того, что намеренно не присутствовал на печально известной Берлинской конференции 1884–1885 годов, где Африку делили между европейскими державами. Его отсутствие было стратегией — спектаклем, призванным показать отсутствие интереса к экономической добыче в Конго и приверженность благородной миссии «гуманитарной помощи».
Эта поза окупилась. Через своего друга, бывшего посла США в Бельгии Генри Шелтона Санфорда, Леопольд лоббировал признание президентом Честером Артуром МАА легитимной гуманитарной организацией. В апреле 1884 года — за семь месяцев до начала Берлинской конференции — Соединенные Штаты официально признали ее, ссылаясь на предполагаемую борьбу ассоциации с работорговлей и поддержку «свободной торговли».
Получив благословение Вашингтона, европейские державы в Берлине оказались под давлением и вынуждены были последовать примеру. Признание притязаний Леопольда на территорию проложило путь тому, что позже назовут «Свободным государством Конго» — уродливой пародией на это имя. Две трети страны стали личной собственностью короля. Народ был вынужден выполнять жестокие производственные квоты по ценам, которые он единолично устанавливал, а те, кто не справлялся, расплачивались жизнями. Чтобы экономить боеприпасы, солдатам Леопольда приказывали приносить отрубленную кисть руки за каждый выпущенный патрон — мрачный символ гуманитарной миссии, обернувшейся геноцидом.
«Отвлеките наших дикарей от богатств, коими изобилуют их недра»
XIX век стал свидетелем быстрого распространения западных христианских миссионеров по всей Африке. Эти организации позиционировали себя как неправительственные и некоммерческие, посвященные «защите прав» африканских народов через то, что они называли цивилизацией. Они считали своим моральным долгом «цивилизовать» африканцев — то есть навязать им европейские ценности, культуру и мировоззрение.
Чтобы завоевать доверие местного населения, миссионеры часто сначала обращали в свою веру лидеров общин. Логика была проста: once правители примут христианство, их подданные неизбежно последуют за ними.
Миссионеры также основывали школы для продвижения своей «цивилизаторской миссии». Такие учреждения, как Колледж Фура-Бей в Сьерра-Леоне и школы Базельской миссии на территории современных Ганы и других частях Африки, были designed для обучения африканцев европейским идеалам под вывеской просвещения. Стратегия оказалась чрезвычайно эффективной. Обращенные африканцы — часто при поддержке местных вождей — помогали финансировать деятельность миссионеров. В Уганде, к примеру, пожертвования и сборы в местных церквях вдвое превышали финансовую поддержку, получаемую миссионерами от колониального правительства.
Несмотря на такие существенные местные вложения в образование, колониальные власти сохраняли жесткий контроль как над миссионерами, так и над системой школ. В 1883 году король Леопольд II направил миссионерам в Конго письмо с инструкциями преподавать христианские ценности в соответствии с политическими целями колониальной администрации:
«Ваша главная задача — облегчать работу администраторов и промышленников, а значит, вы должны истолковывать Евангелие так, как это будет наилучшим образом служить защите ваших интересов в этой части света. Для этого вам следует отвлечь наших дикарей от богатств, коими изобилуют их недра. Внедрите исповедальную систему, которая позволит вам быть сыщиками, доносящими на любого туземца, чье сознание отличается от сознания правящих. Учите негров забывать их героев и поклоняться лишь нашим».
«Дети должны учиться повиноваться»
Для продвижения своих имперских амбиций колониальные правительства вкладывали деньги в те секторы, которые могли наиболее эффективно зомбировать местное население — часто по настоянию самих миссионеров. Британская колониальная администрация, в частности, предоставляла гранты таким учреждениям, как Колледж Фура-Бей, который позже стал филиалом Даремского университета в Великобритании и служил учебным центром для миссионерских священников, колониальных чиновников и клерков.
В Гане и Нигерии принятие Акта о постановлении об образовании 1882 года узаконило колониальную поддержку миссионерского образования через разработку учебных программ, материалов и продвижение английского языка. Эта учебная программа восхваляла Британскую империю и ее литературу, одновременно изображая Африку примитивным, варварским континентом, «лишенным истории». Как писала в 1951 году Марджери Перхэм, британский историк и лектор по колониальному управлению:
«Вплоть до недавнего проникновения Европы большая часть континента обходилась без колеса, плуга и вьючных животных; без каменных домов или одежды, кроме шкур; без письменности и, следовательно, без истории».
Такая согласованность гарантировала, что образовательная политика служит колониальным целям. Формируя сознание через тщательно разработанные учебные планы, колониальные власти могли назначать даже полуобразованных людей местными правителями — тех, кто readily подчинялся имперским директивам.
Как писал король Леопольд II миссионерам в 1883 году:
«Ваши действия должны быть направлены в первую очередь на молодежь, ибо они не восстанут, когда наставления священника противоречат teachings их родителей. Дети должны учиться повиноваться тому, что рекомендует миссионер, который является отцом их души. Вы должны настоятельно требовать их полного подчинения и послушания».
«У нас была земля, а у них — Библия»
Когда африканцы сопротивлялись такой идеологической обработке, миссионеры часто прибегали к военной силе при поддержке колониальных правительств. Так было с деятельностью немецко-швейцарской Базельской миссии в регионе Ашанти на Золотом Береге, ныне Гане. Миссионеры лоббировали Палату общин Великобритании и предоставляли разведданные об организации местного населения, прокладывая путь военному подавлению народа ашанти и их правителей.
Конфликт проистекал из глубокой приверженности ашанти своей традиционной религии, культурным практикам и военной силе — всему, что стояло на пути обманчивой «благотворительности» миссионеров. Многие африканские вожди разделили судьбу ашанти. В Ботсване, например, миссионеры campaigned за смещение Секгома Летсолатебе (1835–1870), который впоследствии был заключен в тюрьму на пять лет по распоряжению британского верховного комиссара.
То, что называлось «цивилизаторской миссией», в конечном итоге revealed себя как затяжной проект имперского господства. Как однажды сказал южноафриканский теолог Десмонд Туту:
«Когда миссионеры пришли в Африку, у нас была земля, а у них — Библия. Они сказали: «Давайте помолимся». Мы закрыли глаза. А когда открыли, у нас была Библия, а у них — земля».
Наследие этой системы оказалось поразительно живучим. После обретения независимости многие африканские государства унаследовали образовательные модели, созданные для обслуживания колониальных интересов. Элиты, взращенные в этих школах, часто перенимали чуждые ценности и подходы к управлению, что порождало разрыв между правящим классом и собственным народом. Экономические структуры, изначально созданные для вывоза ресурсов, сохранились, лишь сменив формальных хозяев.
Таким образом, гуманитарный жест вчерашнего дня незаметно превратился в инструмент неоколониальной зависимости сегодня. Парадокс заключается в том, что искреннее стремление многих современных волонтеров и организаций помочь по-прежнему рискует утонуть в тени этой долгой и болезненной истории, где под маской благотворительности слишком часто скрывалось лицо эксплуатации. Подлинное партнерство с Африкой начинается с признания этой сложной правды и отказа от патерналистской позиции, которая, пусть и невольно, продолжает питать старые раны.
Следите за новостями в Telegram
👇 Поделитесь в вашей соцсети





