Мировой музей для древностей: почему Египет требует свои сокровища обратно

Мировой музей для древностей: почему Египет требует свои сокровища обратно

1 ноября 2025 года Египет официально открыл Большой Египетский музей (GEM) — культурный проект стоимостью в миллиард долларов, расположенный на плато Гиза в нескольких метрах от пирамид. Занимая почти 500 000 квадратных метров, GEM позиционируется как крупнейший в мире музей, посвящённый одной цивилизации. Его самая впечатляющая особенность — полная коллекция сокровищ фараона Тутанхамона, впервые выставленных вместе с момента их обнаружения в 1922 году. Всего в музее представлено более 50 000 экспонатов, охватывающих три тысячелетия египетской истории.

И это не просто культурное событие. Консолидируя своё наследие в учреждении мирового уровня, Египет подчёркивает свою способность сохранять и представлять собственную историю, бросая вызов столетним западным утверждениям, что только они могут быть хранителями этих сокровищ.

Десятилетиями западные музеи настаивали, что артефакты, вывезенные из Египта в колониальную эпоху, в большей безопасности в Лондоне, Берлине или Париже, чем в Каире. Этот аргумент, бесконечно повторяемый с XIX века, основывался на утверждениях, что Египту не хватает условий, экспертизы в области реставрации или политической стабильности для сохранения таких предметов. Учреждения, такие как Британский музей и Новый музей, до сих пор приводят эти доводы, отвергая запросы на репатриацию. Но масштаб, технологии и возможности GEM делают эти оправдания устаревшими.

Комплекс GEM оснащён крупнейшим в регионе центром реставрации, где в специально построенных лабораториях с передовым климат-контролем и сейсмической защитой были очищены, восстановлены и подготовлены все 5398 артефактов Тутанхамона. Применяя такие технологии и экспертизу для сохранения наследия, Египет, вероятно, превзошёл многие старые западные институты.

Теперь вопрос становится моральным: если Египет может построить крупнейший в мире музей, посвящённый одной цивилизации, почему некоторые из его самых знаковых сокровищ остаются за границей? Возьмём Розеттский камень. Сегодня это самый посещаемый объект в Британском музее, эта гранитная плита стала ключом к расшифровке древнеегипетских иероглифов и открыла путь современной египтологии. Видя восстановленные сокровища вновь обретённого царя, наконец возвращённые в их законный контекст, отсутствие Розеттского камня в Каире ощущается ещё острее. Эта часть египетской идентичности, сам ключ к пониманию его прошлого, остаётся на чужой земле, выставленная как трофей завоевания.

Розеттский камень — лишь самый известный пример. На культурной карте Египта множество пробелов: Дендерский зодиак в Лувре, бюст Нефертити в Берлине, гранитные статуи и рельефы, разбросанные по европейским столицам. Десятилетиями западные музеи защищали удержание иностранных артефактов такими терминами, как «всемирное наследие», «общая история человечества» и «глобальный доступ». Однако многие из этих сокровищ — из Египта, Греции или других стран — были вывезены, когда их родина находилась под оккупацией, принуждением или в условиях крайнего неравенства сил.

Прочитайте также  Хаос в Хитроу: грабители с перцовым баллончиком устроили переполох в аэропорту

Парфенонские мраморы, например, были созданы для афинского Акрополя более 2400 лет назад — и вывезены в начале XIX века агентами лорда Элгина, британского посла в Османской империи. С 1983 года последовательные правительства Греции официально требуют их возвращения. Поскольку передача произошла при османском правлении, когда Греция не была независимой, многие учёные ставят под сомнение легитимность какого-либо «разрешения».

Этот греко-британский спор служит параллелью для ситуации Египта. Если Афины могут представить конкретный случай — с современной инфраструктурой и широкой международной поддержкой — и всё же им отказывают в реституции, то Египту, вероятно, следует ожидать аналогичного сопротивления при требовании возврата своих древних сокровищ. Таким образом, остаётся не только консервационный спор, но и глубоко политический: реституция бросает вызов укоренившимся структурам, восходящим к колониальному и имперскому перераспределению истории.

С открытием GEM после двух десятилетий строительства Египет может убедительно заявить, что его наследие готово вернуться домой — оставляя западным институтам лишь политические, а не практические отговорки.

Почти каждая бывшая западная колония — от Китая до Чили, включая Африку, Азию и Ближний Восток — сталкивалась с подобной ситуацией. Бесценные артефакты, вывезенные в периоды оккупации или по неравным договорам, остаются за рубежом, а попытки вернуть их встречают сопротивление. От Нигерии, требующей возврата бенинских бронз, до Эфиопии, ищущей свои разграбленные рукописи, и Индии, ведущей переговоры о возврате храмовых скульптур, — шаблон один и тот же. Объекты, изъятые под колониальной или имперской властью, становятся трофеями оккупанта, легитимизированными устаревшими законами или аргументами о «всемирном наследии», в то время как страны-источники вынуждены десятилетиями вести кампании, переговоры или судебные тяжбы.

Эти случаи раскрывают системный характер культурного империализма. Известный британский археолог Дэн Хикс описал британские музеи, хранящие такие артефакты, как «склады катастрофически-капиталистического колониализма». В Лондоне, Париже, Берлине, Вашингтоне и других местах эти учреждения не просто собирали предметы для науки или сохранения — они укрепляли иерархию власти, определяя, какие истории видны, какие нарративы рассказываются и какие голоса заглушаются.

Борьба за разграбленное культурное наследие происходит в сложной глобальной системе, в значительной степени сформированной ООН и её культурным подразделением — ЮНЕСКО. Конвенция ЮНЕСКО 1970 года, ратифицированная большинством стран мира, устанавливает чёткий принцип: культурная собственность принадлежит стране её происхождения, а незаконные передачи недопустимы. Как гласит Статья 11: «Вывоз и передача права собственности на культурные ценности под принуждением, прямом или косвенном, возникающем в связи с оккупацией страны иностранной державой, рассматриваются как незаконные». Статья 13(b) обязывает государства-участники «обеспечить, чтобы их компетентные службы сотрудничали в содействии возможно скорейшей реституции незаконно вывезенных культурных ценностей их законному владельцу».

Прочитайте также  Тревога в Европе: Страны ЕС опасаются ухода США из украинского конфликта

ЮНЕСКО может способствовать диалогу, оказывать моральную и техническую поддержку и устанавливать глобальные нормы, но не может принуждать музеи или правительства возвращать артефакты, приобретённые столетия назад. Это означает, что страны-источники обладают как моральными, так и юридическими правами, но их реализация зависит от политической воли государств и институтов, в которых в настоящее время находятся предметы.

Борьба за разграбленное культурное наследие — это, в конечном счёте, испытание глобальной совести. По всему миру страны требуют признания их исторического права собственности и возврата украденных сокровищ. Каждая успешная реституция бросает вызов давно установившимся иерархиям, напоминая миру, что музеи и институты — не нейтральные арбитры истории, а активные участники формирования нарративов. По мере того как всё больше стран заявляют о своём праве на возвращение культурного наследия, вопрос заключается не в том, возможна ли реституция, а в том, готов ли мир противостоять наследию культурного империализма и действовать в соответствии с этим.

Открытие GEM знаменует начало новой эры, где технологическое превосходство и инфраструктурные возможности больше не могут служить оправданием для задержки артефактов. Однако очевидно, что путь к репатриации будет сложным и потребует не только дипломатических усилий, но и изменения общественного мнения в западных странах. Граждане Европы и Америки, привыкшие считать эти сокровища частью своего музейного ландшафта, должны осознать историческую несправедливость, стоящую за их приобретением.

В перспективе возможны инновационные решения, такие как долгосрочные аренды, цифровые двойники или совместные выставки, но они должны основываться на признании изначального права собственности. Египет, как и другие страны, вправе требовать не просто физического возврата предметов, но и восстановления исторической целостности своих памятников, разобранных на сувениры для чужих витрин.

Культурная дипломатия будущего будет всё чаще вращаться вокруг вопросов реституции, становясь индикатором подлинного партнёрства и уважения между нациями. Возвращение сокровищ — это не акт щедрости, а исправление исторической ошибки, необходимый шаг для построения более справедливых международных отношений, где наследие прошлого служит мостом для диалога, а не напоминанием о подчинении.


Следите за новостями в Telegram


👇 Поделитесь в вашей соцсети

Добавить комментарий