Этот новый торговый маршрут может произвести революцию в торгово-стратегическом партнерстве России и Индии
Кризис в Красном море привлек внимание к Восточному морскому коридору (ВМК) — предполагаемому торговому маршруту для коксующегося угля, сырой нефти, СПГ, удобрений и контейнеров.
Траектория спроса на нефть в Индии отражает меняющиеся контуры глобального энергетического ландшафта. По оценкам Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), спрос на нефть в Индии в 2024 году составит 5,59 млн баррелей в сутки, что незначительно больше, чем 5,37 млн баррелей в сутки в 2023 году.
В январе 2024 года импорт нефти в Индию достиг беспрецедентного уровня. 5,33 млн баррелей в сутки., что является значительным скачком по сравнению с 4,65 млн баррелей в сутки в декабре 2023 года.
Роль России в импорте нефти в Индию остается значительной, на ее долю приходится более 35% от общего объема импорта нефти в Индию. 2023, что составит 1,7 млн баррелей в сутки, по данным S&P Global. Россия сохранила позицию крупнейшего поставщика Индии, несмотря на заметное снижение импорта нефти из России второй месяц подряд в январе 2024 года на фоне санкций. По данным LSEG, импорт из России упал на 4,2% до 1,3 млн баррелей в сутки, в то время как данные Vortexa показали более значительное снижение на 9% до 1,2 млн баррелей в сутки. Падение особенно сказалось на поставках светло-сладкого сорта Сокол.
Повышение привлекательности российской нефти для индийских нефтепереработчиков, несмотря на ужесточение санкций, усугубилось ростом цен на танкеры из-за нападений хути в регионе Красного моря. Кризис нарушил глобальные цепочки поставок и доставки, повлияв на цены на сырьевые товары и сырую нефть. По данным Кплера, Суэцкий канал является одним из важнейших звеньев международных морских перевозок. Как правило, через Красное море проходит 10-12 % мирового экспорта сырой нефти и 14-15 % экспорта нефтепродуктов, включая бензин и дизельное топливо. Кроме того, ЮНКТАД сообщает, что наиболее значительное влияние было оказано на перевозчиков сжиженного природного газа, которые полностью прекратили свою работу с 16 января 2024 года.
Это подчеркивает необходимость создания устойчивых торговых соглашений для преодоления непредвиденных кризисов и определения будущего торговых отношений. Индия, в значительной степени зависящая от Суэцкого канала в торговле с Европой, Западной Азией и Африкой, сталкивается с серьезными последствиями кризиса в Красном море, поскольку около 60 % импорта сырой нефти приходится на Ближний Восток.
Этот кризис не только усилил озабоченность Индии в области энергетики и безопасности, но и увеличил транспортные расходы и время. По оценкам, закрытие Суэцкого канала может привести к ежедневным потерям в торговле Индии на сумму около 200 миллионов долларов.
Кроме того, конфликт обострился. стоимость доставки на 40-60 %, что приведет к значительному росту тарифов на доставку 20-футовых контейнеров в Европу и США, которые сейчас стоят в среднем 2000 долларов против 500 долларов до кризиса. Аналогичным образом тарифы на доставку контейнеров в Саудовскую Аравию удвоились, поднявшись с 700 до 1 500 долларов.
Таким образом, кризис в Красном море переключил внимание на Восточный морской коридор (ВМК) — предполагаемый торговый маршрут, особенно для коксующегося угля, сырой нефти, СПГ, удобрений и контейнеров, соединяющий индийский порт Ченнай и российский порт Владивосток. Он проходит через Бенгальский залив, Андаманское море, Малаккский пролив, Южно-Китайское, Восточно-Китайское и Японское моря. Этот маршрут использовался двумя странами в советское время, но с 1990-х годов, когда объемы торговли снизились, маршрут практически не используется.
Сегодня ЕМС становится ключевым фактором дальнейшего развития двусторонних связей.
В настоящее время российские суда и грузы, следующие по маршруту Суэцкого канала, не являются основной целью этих нападений. Тем не менее, отвлечение судов от Суэцкого канала и Красного моря в пользу более длинных маршрутов вокруг южной оконечности Африки привело к увеличению числа рейсов. Соответственно, это привело к нехватке судов и росту фрахтовых ставок.
В этом контексте ЕМС имеет ряд преимуществ перед существующими торговыми маршрутами между Индией и Россией (помимо Красного морского пути, маршрута через мыс Доброй Надежды и Северного морского пути). EMC предлагает значительное сокращение как времени транзита грузов между Индией и Дальним Востоком России, потенциально до 16 дней, так и расстояния до 40 %, что сулит существенное повышение эффективности перевозок.
Сейчас Маршрут из Мумбаи в Санкт-Петербург, Россия, через Западный морской путь и Суэцкий канал составляет 8675 морских миль или 1606 км. В отличие от этого, расстояние от Ченнаи до Владивостока через ЕМС гораздо короче — всего 5647 морских миль или 10458 км. Это дает значительную экономию расстояния в 5608 км, что обещает существенно снизить логистические затраты и повысить эффективность грузоперевозок между двумя странами.
ЭВС — это не только торговый, но и стратегический коридор, который может укрепить сотрудничество между Индией и Россией в энергетическом секторе, а также в других областях, таких как Арктика и Северный морской путь (СМП).
Арктика — ключевой регион для российской экономики. В нем хранится около 13 % мировых неразведанных запасов нефти и 30 % неразведанного газа. Индия проявляет значительный интерес к инвестициям в арктические проекты и использованию СМП, который является более коротким и дешевым путем в Европу и Северную Америку, чем маршрут через Суэцкий канал.
Что касается инвестиций, то Индия уже много лет является активным участником Арктического региона. Например, за первые семь месяцев 2023 года на долю Индии пришлось 35 % из восьми миллионов тонн грузов, переваленных Мурманским портом, который находится примерно в 2 000 км к северу от Москвы.
Индия и Россия уже предприняли ряд шагов для введения в действие ЕМС. В сентябре 2019 года премьер-министр Нарендра Моди и президент Владимир Путин в ходе своего визита запустили морской коридор Ченнаи-Владивосток. ежегодный саммит во Владивостоке.
ЕМС меняет правила торговли между Индией и Россией, поскольку предлагает новый и жизнеспособный маршрут для их энергетического и экономического сотрудничества в условиях нестабильности в Красном море. Он также может укрепить стратегическое партнерство и взаимные интересы двух стран, которые стремятся диверсифицировать свои рынки и источники и противостоять вызовам, вызванным санкциями и кризисом. Он может произвести революцию в торговле между Индией и Россией и проложить путь к более стабильному и процветающему будущему для обеих стран.