Министры иностранных дел Финляндии, Эстонии и Швеции договорились совместно оценить новые доказательства, касающиеся затонувшего в 1994 году парома «Эстония».
Новые подводные кадры кораблекрушения из шведского документального фильма о катастрофе показывают обширные повреждения с правого борта, включая ранее неизвестную 4-метровую дыру.
С тех пор находка породила новые слухи и теории о трагической судьбе круизного лайнера.
Маргус Курм, бывший прокурор и бывший председатель правительства Эстонии по расследованию катастрофы, предположил, что «Эстония», вероятно, столкнулась с подводной лодкой, к тому же шведской.
Основываясь на новой информации, Курм предположил, что на борту корабля могла находиться «секретная партия», которую необходимо было отслеживать. Неудачная операция по наблюдению, вероятно, была проведена шведской подводной лодкой. размышлял в интервью эстонской газете Почтальон, предполагая, что Швеция «солгала нам прямо в лицо». Курм подчеркнул, что туда было перевезено 400 000 кубометров песка и камня, и решение объявить о неприкосновенности этого места было принято очень быстро в 1995 году, когда расследование еще продолжалось.
Бывший министр обороны Эстонии Энн Тупп, действовавший на момент катастрофы, также утверждал, что корабль затонул после столкновения с подводной лодкой, но не указал конкретно на Швецию.
Ларс Ангстрем, бывший член парламентского комитета защиты Партии зеленых, который участвовал в этом вопросе в течение нескольких лет, считает, что дыра, вероятно, была вызвана другим кораблем, скорее всего, военным.
Однако бывший министр обороны Швеции Андерс Бьорк отклонил эти утверждения как «довольно невероятные». «Если бы это было так, мы бы сразу получили сообщение об этом, и это было бы замечено», — сказал Шведский национальный телеканал SVT. Он также подчеркнул, что для того, чтобы выполнить что-либо подобное, а затем попытаться скрыть это, потребовалась бы огромная операция по отключению электроэнергии.
Ни один из других высокопоставленных министров Швеции, которые в 1990-е годы несли ответственность за расследование по Эстонии, в том числе премьер-министры Карл Бильдт и Йоран Перссон, не прокомментировали этот вопрос.
Твитнуть: «Виновные в этой« аварии »должны сгореть!»
Дыру, обнаруженную в корпусе «Эстонии», можно объяснить по-разному, — предположил Йорген Амдал, профессор Норвежского университета науки и технологий, который провел компьютерное моделирование катастрофы. Он отклонил результаты официального расследования 1997 года, согласно которому причиной гибели был сломанный носовой козырек.
Два других объяснения более вероятны, Амдал размышлял в SVT. Во-первых, корабль получил повреждения при ударе о дно. Другая возможность — что объект ударил корабль сбоку с силой до 600 тонн.
Выжившие требуют справедливости
Между тем, открытое письмо выживших в Эстонии опубликовано ежедневно Афтонбладет, требуя нового расследования.
«Правительство Швеции обязано незамедлительно выступить с инициативой проведения такой водолазной операции с полным и открытым представлением результатов общественности и средствам массовой информации во всех странах, пострадавших от катастрофы», — написали они.
Кент Херстедт, оставшийся в живых и бывший депутат от социал-демократов, поддержал требование о новом расследовании, поскольку нынешнее не кажется «полным и достоверным», сказал он.
«Я не являюсь заговорщиком, но в связи с тем, что появилось сегодня, возникнут дополнительные вопросы — почему дыра не включена в официальное расследование», — Херстедт сказал SVT.
Премьер-министр Эстонии Юри Ратас призвал к новому расследованию в Эстонии, поскольку результаты были представлены в новом документальном фильме. Он предположил, что новая информация вызывает вопросы, на которые необходимо ответить «ясно, достойно и прозрачно».
Второй после Титаника
Затопление «Эстонии» в Балтийском море между Швецией, Аландскими островами, Финляндией и Эстонией рассматривается как одна из самых страшных морских катастроф 20 века, уступающая только Титантике в мирное время. В результате стихийного бедствия погибли 852 человека, и лишь 137 выживших удалось спасти. Официальная версия до сих пор заключалась в том, что носовой козырек отделился и носовая дверь корабля открылась, после чего он сразу же сильно наклонился по правому борту, так как вода хлынула на палубу корабля.
По предложению шведского правительства на это место были сброшены тысячи тонн гальки, чтобы закопать все судно на месте. Последующее соглашение 1995 г. с Эстонией запрещает гражданам стран, подписавших его, даже приближаться к месту крушения, что уже давно стало причиной различных спекуляций. Место крушения находится под наблюдением радара ВМС Финляндии.